Основные направления совершенствования планирования и прогнозирования социально-экономического развития региона и пути их достижения

Правительство и предприниматели обычно учитывают многие рекомендации планов-программ. В тех случаях, когда возникают возражения правительства или деловых кругов против каких-то положений плана и Управление экономического планирования убеждается в обоснованности этих возражений, оно тут же вносит в документ коррективы. Такое планирование в Японии принято называть адаптивным.

Частные фирмы составляют детальные планы, определяющие их производственную и коммерческую деятельность, а также учитывающие общенациональные задачи и правительственные финансово-кредитные и налоговые льготы.

Правительство концентрирует свои ресурсы в основном на получении принципиально новых знаний и их применении (т.е. на фундаментальных и прикладных исследованиях) и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов. Для Японии характерны достаточно высокие темпы экономического роста.

Среди средств и путей достижения поставленных целей в планах-программах, применяемых в Японии, представляют интерес следующие экономические рычаги и стимулы: льготное кредитование, льготное налогообложение, ускоренная амортизация, бюджетное субсидирование, поддержка рискованных инновационных проектов, госзаказ.

Льготное кредитование - основной источник финансовых средств для технологического обновления в Японии. Основным источником займов на цели разработки и освоения новой технологии является Японский банк развития. В последние годы повысилась роль налоговых льгот. По предприятиям, выпускающим новую продукцию, они могут колебаться от 25 до 50 %. Система ускоренной амортизации введена в Японии для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо содействующее эффективному использованию ресурсов. Бюджетное субсидирование осуществляется для поддержки исследований и разработок, проводимых государственными институтами, а также исследовательскими центрами совместно с частными компаниями. Одним из путей поддержки рискованных инновационных проектов является избирательное предоставление правительственных гарантий по долгосрочным банковским займам. В Японии применяется государственный заказ. Главный стимул для выполнения госзаказа - заинтересованность и своевременность оплаты за выполненную работу.

В заключении данной главы следует отметить, что сложившаяся система прогнозирования вобрала в себя опыт как планирования в СССР, так и опыт управления экономикой и ее прогнозирования европейских стран. Характерной чертой белорусской экономики является высокий удельный вес государственного сектора, что порождает необходимость эффективного управления госсобственностью.

Кроме того в условиях переходной экономики, когда необходима достаточно высокая степень государственного вмешательства, целесообразно использование системы показателей, рационально сочетающих централизованное управление и косвенное регулирование различных секторов экономики. Она включает в себя как показатели-ориентиры, имеющие лишь информационное значение для предприятий, регионов и отраслей, так и директивные показатели (в частности государственный заказ), экономические регуляторы (включая цены, налоги, процентные ставки, другие экономические нормативы).

Таким образом, разработка прогнозов и программ социально-экономического развития страны и регионов должна способствовать формированию высокоэффективной рыночной экономики ресурсосберегающего типа, восприимчивой к научно-техническому прогрессу, с рациональной структурой производства и потребления благ и услуг, наиболее полно отвечающих потребностям страны и тенденциям мирового развития. Однако этому противостоит ряд проблем.

Одной из проблем является определение уровня централизации и распределения полномочий между центральными и местными органами управления. В разработке прогнозов, как уже отмечалось ранее, участвуют органы всех уровней (министерства, облисполкомы, городские, районные исполкомы), за счет чего должны достигаться высокая степень обоснованности разрабатываемых программ и взаимосвязь теоретических и практических подходов: если Министерство экономики анализирует информацию о сложившейся ситуации и тенденциях в укрупненном виде с использованием математических моделей, то местные органы руководствуются непосредственно знанием ситуации на подведомственной территории. И хотя между названными органами отношения строятся на основе подчиненности, исполкомы являются обособленными единицами и отстаивают свои интересы. Здесь необходимо отметить, что в условиях жесткой кадровой политики государства и высоких требований к руководителям всех уровней, у руководства местных органов власти появляется мотив к максимальному занижению показателей при разработке прогноза, так как после его принятия Национальным собранием и утверждения Президентом, основная ответственность за выполнение поставленных задач ложится на них [18, с.289].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Больше по теме ...

Планирование прибыли и рентабельности производства на примере ООО Умный дом
Планирование финансовой деятельности предприятия тесно связано с конечными результатами производства, важнейшим из которых в условиях рыночных отношений является общая прибыль, или совокупный доход. Главная задача каждого предприятия в условиях рынка заключается в организации производственно-финансовой деятельности с целью удовлетворения потребностей людей в своей продукции и по ...

Организация оплаты труда работников предприятия и пути ее совершенствования
Сложившаяся за долгие годы система управления экономикой привела к возникновению феномена экономического отчуждения трудящихся от средств производства. Выражается это в том, что в условиях общественной собственности важнейшие функции хозяйственного руководства выполняли не сами производители материальных благ, а государство в лице его различных органов, которые отстраняли конкретн ...