Основные направления совершенствования планирования и прогнозирования социально-экономического развития региона и пути их достижения

) более глубокий анализ при составлении планов и прогнозов социально-экономического развития с целью соблюдения экономического, экологического, социального баланса, т.е., в основном, при составлении учитываются приоритетные направления для государства в целом, поэтому особенно важно, чтобы интересы государства не вызывали перекосов в социально-экономическом развитии региона и не ухудшали его положение по сравнению с другими регионами. Для этого целесообразнее, по-моему мнению, составлять планы и прогнозы снизу вверх, т.е. от уровня региона до уровня государства, а затем корректировать их с учетом интересов всех регионов и страны. Так как местные органы власти обладают более точной информацией о ресурсах, возможностях региона, о тех проблемах, которые необходимо решать.

) создание дополнительного источника доходов для местного бюджета с целью самостоятельного финансирования важнейших для региона программ социально-экономического развития. Как известно, любая программа должна иметь финансовое обеспечение, безусловно, большая часть ресурсов поступает из государственного бюджета, однако данных средств зачастую недостаточно для полного обеспечения программы, кроме того в их предоставлении может быть и отказано. Поэтому, по-нашему мнению, соответствующие органы на местах должны сформировать некий фонд с целью финансирования важнейших региональных программ, источником средств, при этом, могут выступать отчисления из некоторых местных налогов. Как вариант можно рассмотреть наличие некого лицевого счета, на которой все желающие могут перечислять денежные средства для улучшения жизни в своем городе.

) ориентация не на «объемные» (количественные), а качественные показатели. Т.е. эффективность экономики должна оцениваться не количественными, а качественными показателями. При этом в основе системы прогнозирования и планирования социально-экономического развития региона должны лежать макроэкономические инструменты на базе расширения свобод для всех форм собственности и создания благоприятного бизнес-климата. Положительные результаты от внедрения такой системы можно увидеть уже и на данном этапе: сформирована новая система прогнозных показателей на уровне республики, регионов и отрасли. Так, если раньше до области доводилось 25 прогнозных показателей, то в 2011-м их гораздо меньше - только 10. Руководителям уже не нужно отчитываться за такие “объемные” показатели, как продукция промышленности, сельского хозяйства, потребительские товары, розничный товарооборот, платные услуги населению. На их место пришли валовой региональный продукт, рентабельность продаж в сельском хозяйстве, прямые иностранные инвестиции на чистой основе, количество новых и модернизированных старых рабочих мест [17].

Кроме того, главное в развитии любого предприятия в регионе не валовые показатели, а прибыль, поэтому нужно меньше указывать руководителям, что и как делать. Следует «не выбивать» выполнения прогнозных параметров любой ценой, а создавать условия для качественного развития предприятий.

) сокращение затрат республиканского бюджета на реализацию регионально ориентируемых, часто дублирующих, а иногда вообще противоречащих друг другу мер, реализуемых в рамках отраслевых и межотраслевых программ практически всеми республиканскими органами. Соответствующие средства следует в целевом порядке направлять на разработку и реализацию небольшого количества, но финансируемых в достаточном объеме региональных программ, имеющих государственное значение.

) наделение одного из министерств полномочиями контролирующего органа в области прогнозирования и планирования социально-экономического развития региона, что позволит более четко контролировать, анализировать и совершенствовать деятельность соответствующих органов в этой сфере. Для этого целесообразно за одним из заместителей Премьер-министра Республики Беларусь закрепить функцию координатора и контролера.

) изучение положительного зарубежного опыта регионального планирования и прогнозирования для решения проблем развития регионов в Республики Беларусь. Так, например, в Японии вопросами прогнозирования и планирования социально-экономических процессов занимаются Экономический совет, образованный при правительстве, Управление экономического планирования, Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), Управление по науке и технологии.

Планы представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья экономики на достижение общенациональных целей. Планы-программы дают, во-первых, представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывают проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри и за пределами страны, в-третьих, обосновывают рекомендации по решению этих проблем.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Больше по теме ...

Периодизация исторического развития экономического анализа. Анализ затрат предприятия
Экономический анализ - это способ познания хозяйственных процессов экономического субъекта, основанный на разложении целого на составные элементы и изучение последних в их взаимосвязи путем синтеза, т. е. объединения ранее выделенных частей объекта [5]. Организация производства как одна из функций управления хозяйством немыслима без использования экономического анализа. Без экон ...

Основные направления государственной политики РФ в области занятости
Всё большую актуальность в условиях глобализации национальной экономики и демографического кризиса в России обретает вопрос о трудовых ресурсах. Происходящие рыночные преобразования в российской экономике, изменяя всю сферу общественного воспроизводства в целом, оказывают, тем самым, определённое воздействие и на социально-трудовые отношения в нашей стране. В связи с этим для ...