Оценка эффективности действующей системы планирования и прогнозирования социально-экономического развития региона

необоснованно большое количество программ, запланированных в годовых и пятилетних планах прогнозах;

недостаток средств, необходимых для реализации ряда региональных программ;

отсутствие слаженной и четкой системы контроля за реализацией основных планов и прогнозов социально-экономического развития региона и за использованием ресурсов для этих целей;

недостаточное количество компетентных лиц в отделе социально-экономического развития и прогнозирования Комитета экономики при значительном круге задач, стоящих перед ними.

Для того чтобы более полно разобраться в существующих проблемах, рассмотрим каждую из них более подробно.

Как видно из оценки уровня социально-экономического развития Гомельской области, почти все важнейшие социально-экономические показатели находятся на достаточно высоком уровне. Зачастую невыполнение тех или иных показателей связано с несогласованностью целей и задач на различных уровнях управления, с невозможностью их выполнения в силу неких внешних факторов (экономический кризис, нарушение объемов поставок зарубежного сырья). Остается и проблема невозможности выполнения показателей в силу их «нереальности», т.е. в некоторых планах и прогнозах может быть не учтена ограниченность региона теми или иными ресурсами, не в полной мере оценивается социально-экономическая ситуация, сложившаяся на данном этапе в регионе. Кроме того зачастую сроки выполнения основных показателей являются невозможными для региона из-за отсутствия необходимых для этого ресурсов.

Недостаточная согласованность целей и задач на различных уровнях управления говорит о том, что сама система прогнозирования и планирования представляет собой некую единую систему, в которой должны учитываться потребности, интересы, ресурсы и возможности всех регионов страны. Однако зачастую цели и задачи регионов могут не совпадать, например, для одних регионов важнейшей задачей буде являться рост экспорта, для других - увеличение объема промышленного производства, для страны в целом приоритетными являются обе задачи. Поэтому планирование и прогнозирование в регионе должно быть организовано так, чтобы учитывать в первую очередь интересы всего государства и общества, используя при этом свои преимущества для достижения необходимого уровня развития страны.

Немаловажное значение при планировании и прогнозировании социально-экономического развития гомельского региона имеет создание взаимоувязанной системы мер правового, научно-технического, производственного, социально-экономического, экологического характера. Так например, рост объемов промышленного производства в Гомельской области является важнейшим экономическим показателем, это способствует росту экспорта, увеличению ВВП, однако на ряду с этим может вызвать и ряд проблем, например ухудшение экологической обстановки в регионе, как следствие рост заболеваний и снижение рождаемости. Поэтому при составлении планов и прогнозов необходимо находить некий баланс между значениями важнейших экономических и социальных показателей.

Необходимо отметить, что усовершенствовать систему регионального прогнозирования и планирования возможно за счет опыта зарубежных стран. Это поможет не только выявить недостатки действующей системы, но и найти пути их решения. Наиболее богатый опыт разработки прогнозов и программ накоплен в странах дальнего и ближнего зарубежья. Так, например, в Японии планировании является достаточно гибким, оно легко подстраивается под новые внутренние и внешние условия.

Необоснованно большое количество программ также зачастую приводит к их невыполнению. Так как выполнение каждой программы требует финансового подкрепления, времени и компетентных исполнителей.

Поэтому принимаемые программы должны отражать те цели и задачи, которые являются приоритетными для данного этапа времени. Например, в Гомельской области можно выделить ряд важнейших программ, связанных с социально-экономическим развитием региона: « Научно-техническое обеспечение социально-экономического развития Гомельской области на 2007-2010 года», «Программа социально-экономического развития и возрождения села в Гомельской области на 2005-2010 года», «Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Гомельской области на 2001 год» и др.

Таким образом, необоснованное количество программ порождает сложности ввиду недостатка средств. Причем эта проблема является наиболее главной и актуальной на сегодняшний момент, так как финансирование обеспечивается главным образом из государственного бюджета, а часть за счет местных бюджетов. В результате недофинансирования ряда программ утрачивается возможность концентрации средств и ресурсов на наиболее приоритетных направлениях развития региона и в заданные сроки.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Больше по теме ...

Ординалистский подход к анализу полезности и спроса. Кривые безразличия. Предельная норма замены
В процессе своей жизнедеятельности человек должен питаться, одеваться, защищаться от неблагоприятных погодных условий, противостоять и поддерживать свой организм в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные свои потребности. Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, ...

Основные средства предприятия
Важнейшей составной частью национального богатства, важным элементом экономического потенциала страны выступают основные фонды (основной капитал). Объекты основных средств составляют основу любого производства, в процессе которого создается продукция, оказываются услуги и выполняются работы. Основные фонды занимают основной удельный вес в общей сумме основного капитала хозяйствующ ...