Оценка эффективности действующей системы планирования и прогнозирования социально-экономического развития региона
необоснованно большое количество программ, запланированных в годовых и пятилетних планах прогнозах;
недостаток средств, необходимых для реализации ряда региональных программ;
отсутствие слаженной и четкой системы контроля за реализацией основных планов и прогнозов социально-экономического развития региона и за использованием ресурсов для этих целей;
недостаточное количество компетентных лиц в отделе социально-экономического развития и прогнозирования Комитета экономики при значительном круге задач, стоящих перед ними.
Для того чтобы более полно разобраться в существующих проблемах, рассмотрим каждую из них более подробно.
Как видно из оценки уровня социально-экономического развития Гомельской области, почти все важнейшие социально-экономические показатели находятся на достаточно высоком уровне. Зачастую невыполнение тех или иных показателей связано с несогласованностью целей и задач на различных уровнях управления, с невозможностью их выполнения в силу неких внешних факторов (экономический кризис, нарушение объемов поставок зарубежного сырья). Остается и проблема невозможности выполнения показателей в силу их «нереальности», т.е. в некоторых планах и прогнозах может быть не учтена ограниченность региона теми или иными ресурсами, не в полной мере оценивается социально-экономическая ситуация, сложившаяся на данном этапе в регионе. Кроме того зачастую сроки выполнения основных показателей являются невозможными для региона из-за отсутствия необходимых для этого ресурсов.
Недостаточная согласованность целей и задач на различных уровнях управления говорит о том, что сама система прогнозирования и планирования представляет собой некую единую систему, в которой должны учитываться потребности, интересы, ресурсы и возможности всех регионов страны. Однако зачастую цели и задачи регионов могут не совпадать, например, для одних регионов важнейшей задачей буде являться рост экспорта, для других - увеличение объема промышленного производства, для страны в целом приоритетными являются обе задачи. Поэтому планирование и прогнозирование в регионе должно быть организовано так, чтобы учитывать в первую очередь интересы всего государства и общества, используя при этом свои преимущества для достижения необходимого уровня развития страны.
Немаловажное значение при планировании и прогнозировании социально-экономического развития гомельского региона имеет создание взаимоувязанной системы мер правового, научно-технического, производственного, социально-экономического, экологического характера. Так например, рост объемов промышленного производства в Гомельской области является важнейшим экономическим показателем, это способствует росту экспорта, увеличению ВВП, однако на ряду с этим может вызвать и ряд проблем, например ухудшение экологической обстановки в регионе, как следствие рост заболеваний и снижение рождаемости. Поэтому при составлении планов и прогнозов необходимо находить некий баланс между значениями важнейших экономических и социальных показателей.
Необходимо отметить, что усовершенствовать систему регионального прогнозирования и планирования возможно за счет опыта зарубежных стран. Это поможет не только выявить недостатки действующей системы, но и найти пути их решения. Наиболее богатый опыт разработки прогнозов и программ накоплен в странах дальнего и ближнего зарубежья. Так, например, в Японии планировании является достаточно гибким, оно легко подстраивается под новые внутренние и внешние условия.
Необоснованно большое количество программ также зачастую приводит к их невыполнению. Так как выполнение каждой программы требует финансового подкрепления, времени и компетентных исполнителей.
Поэтому принимаемые программы должны отражать те цели и задачи, которые являются приоритетными для данного этапа времени. Например, в Гомельской области можно выделить ряд важнейших программ, связанных с социально-экономическим развитием региона: « Научно-техническое обеспечение социально-экономического развития Гомельской области на 2007-2010 года», «Программа социально-экономического развития и возрождения села в Гомельской области на 2005-2010 года», «Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Гомельской области на 2001 год» и др.
Таким образом, необоснованное количество программ порождает сложности ввиду недостатка средств. Причем эта проблема является наиболее главной и актуальной на сегодняшний момент, так как финансирование обеспечивается главным образом из государственного бюджета, а часть за счет местных бюджетов. В результате недофинансирования ряда программ утрачивается возможность концентрации средств и ресурсов на наиболее приоритетных направлениях развития региона и в заданные сроки.
Больше по теме ...
Планирование на предприятии лесного комплекса
Планирование на предприятии - одна из функций менеджмента. Планирование
необходимо для нормального функционирования работы фирмы. Планирование - это
вид деятельности, направленный на формирование целей, определение их способов
достижения, является важнейшим этапом в процессе управления. Существуют
различные виды планирования на предприятии: стратегическое, тактическое,
оперативное ...
Планирование на предприятии
Планирование
является одним из наиважнейших процессов, от которого зависит эффективность
деятельности компании. Оно подразумевает постановку определенных целей,
разработку мероприятий по достижению этих целей, а также политику предприятия
на долгосрочную перспективу [3].
Для
управления планирование являет собой этап, от которого во многом зависит
развитие.
Сущность
планиро ...