Организация управления планированием и прогнозированием социально-экономического развития гомельского региона

Для того чтобы разобраться, каким образом организовано планирование и прогнозирование в Гомельской области, рассмотрим следующую схему.

Схема 2.1 - Организация системы планирования и прогнозирования в Республике Беларусь

Президент

Правительство - Совет Министров

Заместитель Премьер-министра

Министерство экономики

Главное управление Гомельский облисполком

макроэкономического (председатель Дворник В.А.)

анализа и прогнозирования

Комитет экономики

(председатель Карницкая Э.Л.)

Заместитель председателя

комитета экономики Демидовец А.В.

Отдел социально-экономического

развития и прогнозирования

(начальник отдела - Конюшко Э.Л.)

Данная схема наглядно отражает, как взаимодействуют между собой различные органы при разработке планов-прогнозов социально-экономического развития. Главное место при этом на региональном уровне отводится отделу социально-экономического развития и прогнозирования комитета экономики. Однако прежде чем говорить о том, какое значение имеет этот отдел при организации управления планированием и прогнозированием социально-экономического развития Гомельского региона, каковы его функции и цели, рассмотрим порядок разработки планов-прогнозов социально-экономического развития для всей Республики Беларусь для того, чтобы понять, как это осуществляется на региональном уровне.

Вообще в процессе работы по составлению плана-прогноза можно выделить четыре этапа. На первом этапе осуществляется аналитическая работа, предполагающая проведение комплексного анализа экономических и социальных процессов и явлений, оценку сложившейся социально-экономической ситуации, определение уровня развития и результатов реформировании экономики.

На втором этапе Министерством экономики при взаимодействии с другими органами управления разрабатывается Концепция прогноза социально-экономического развития. В ней даются оценка социально-экономической ситуации, определение основных целей, представляются сценарии развития экономики и предложения по корректировке экономической политики. Расчеты к Концепции прогноза носят ориентирующий характер и осуществляются в нескольких вариантах по узкому кругу важнейших макроэкономических показателей. При проведении расчетов выделяются несколько блоков взаимоувязанных показателей: цены и обменные курсы; показатели совокупного спроса и предложения; платежный баланс; финансовые и денежно-кредитные показатели.

Третий этап связан с разработкой проекта плана-прогноза на соответствующий год. План-прогноз разрабатывается Министерством экономики исходя из основных положений Концепции прогноза, нормативов, задающих и ориентирующих показателей, а также предложений министерств и региональных органов управления. Министерством экономики определяются такие задающие показатели, как ВВП и его структура, прогнозные индексы цен, ряд других показателей, которые являются основой разработки Государственного бюджета и Основных направлений кредитно-денежной политики.

На четвертом этапе подготовленный Министерством экономики план-прогноз социально-экономического развития представляется в Совет Министров для рассмотрения, затем после обсуждения и уточнения отдельных параметров направляется на рассмотрение Президенту и национальному Собранию. Одновременно рассматриваются Государственный бюджет и Основные направления кредитно-денежной политики. После уточнения отдельных показателей принимается (утверждается) Государственный бюджет, одобряется план-прогноз социально-экономического развития страны на соответствующий год. Президентом утверждаются важнейшие параметры развития экономики. До исполнителей доводятся целевые ориентиры социально-экономического развития, заказ на поставку продукции для государственных нужд, лимиты ресурсов и нормативы.

С целью обеспечения выполнения плана-прогноза и бюджета Совет Министров и другие органы управления осуществляют контроль и принимают соответствующие меры.

Таким образом, на основании НСУР, программы социально-экономического развития и плана-прогноза на соответствующий год осуществляется деятельность соответствующих органов на региональном уровне. Так как показатели, утвержденные в данных документах, являются не только ориентирами, но и основными нормативами, которые должны быть выполнены в полном объеме и за определенный срок. С учетом этого и осуществляется организация управления планированием и прогнозированием социально-экономического развития Гомельской области [5, с.95 ].

Перейти на страницу: 1 2 3

Больше по теме ...

Планирование деятельности организации
Планирование в организации - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование присуще всем предприятиям независимо от их форм собственности. Механизм планирования включает: принципы, определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, к ...

Основные приоритеты аграрной политики России
Составной частью государственной экономической политики является научно обоснованная аграрная политика, важнейшее условие стабилизации и эффективного развития АПК, основной фактор обеспечения продовольственной безопасности страны. В современных условиях актуальной проблемой является разработка новой стратегии и приоритетов аграрной политики, которая в ближайшие годы должна обес ...