Организационно-правовые основы планирования и прогнозирования социально-экономического развития региона в республике Беларусь

Региональные органы планирования и управления решают проблемы социально-экономического развития регионов на основе:

разработки прогнозов и программ экономического и социального развития регионов разного временного аспекта;

формирования межотраслевых региональных комплексов, обеспечивающих решение проблем продовольствия, жилья и развития экспортного потенциала;

разработки мер по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности и развития инфраструктуры в регионах;

формирование оптимальной структуры экономики регионов и др. [9, с.66].

Плановые органы областей, районов, городов разрабатывает планы-прогнозы их развития с учетом региональных особенностей, что дает возможность лучше использовать потенциал регионов и создавать благоприятные условия жизнедеятельности населения.

Таким образом, разработка планов-прогнозов представляет собой достаточно сложный процесс, в котором задействованы все органы государственного управления на различных уровнях иерархии. Порядок и сроки разработки планов-прогнозов экономического и социального развития определяются правительством в соответствии с Законом “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь” от 5 мая 1998 г.

Основой разработки годовых планов-прогнозов являются: комплексный прогноз экономического и социального развития страны и регионов; Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития; Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу; Программы и решения президента и правительства по важнейшим направлениям экономического развития, межгосударственные соглашения.

Основным прогнозным документом, формирующим стратегию экономического развития Республики Беларусь, является комплексный прогноз экономического и социального развития страны и регионов. В нем определяются главные стратегические цели, на основе которых затем разрабатываются плановые документы, формируется механизм государственного регулирования экономики.

Важнейшими направлениями развития регионов в соответствии с комплексным социально-экономическим прогнозом на длительный период становятся:

· совершенствование структуры хозяйства в соответствии с местными ресурсами, а также потребностями населения;

· создание благоприятного климата для привлечения в регионы приоритетного развития иностранных инвестиций;

· обеспечение опережающего роста научно-технического потенциала областных центров и других крупных городов;

· постепенный переход от преимущественного перераспределения государственных ресурсов между регионами на стимулирование эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов областей и других территорий;

· оказание государственной поддержки социально-экономическому развитию проблемных регионов и др.

Отправным началом в системе прогнозных документов является Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 г., представляющая собой систему научно обоснованных понятий о критериях и принципах устойчивого развития экономики, общества и состояния окружающей среды, на основе чего определяются направления эффективного использования социального, демографического, производственного, инновационного и природного потенциала регионов сроком на 15 лет.

Главная цель

Национальной стратегии - стабильное социально-экономическое развитие страны при сохранении благоприятной окружающей среды и рациональном использовании природно-ресурсного потенциала, при учете интересов других государств. В Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 г. конкретные предложения по региональным проблемам содержатся в пяти подразделах:

. Потенциал регионов, система расселения, уровень развития инфраструктуры населенных мест.

. Развития проблемных регионов. Преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

. Программы устойчивого развития регионов.

. Территориальное планирование и совершенствование системы управления регионами и населенными пунктами.

. Региональные и местные инициативы обеспечения устойчивого развития.

Одной из важнейших задач устойчивого развития, определенной в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, является кардинальное улучшение социально-экономических и экологических условий в городских и сельских населенных пунктах и создание благоприятных и равных условий жизнедеятельности с учетом охраны и бережного использования природной среды, культурно-исторического наследия. Большое значение для развития Национальной стратегии и решения указанной задачи является инициатива Президента Республики Беларусь по формированию и развитию агрогородков, призванных существенно улучшить условия жизни сельских тружеников и создать предпосылки для перевооружения и модернизации на современной технологической основе белорусского агропромышленного комплекса.

Перейти на страницу: 1 2 3

Больше по теме ...

Особенности управления имуществом областных унитарных предприятий Оренбургской области
управление имущество унитарный оренбургский В условиях Российской Федерации переход к рынку сопровождается для многих предприятий попаданием в зону хозяйственной неопределенности и повышенного риска, так как именно имущество дает гарантию независимости и надежности предприятия. Большинство хозяйствующих субъектов стало перед необходимостью объективной оценки своих активов. Одним ...

Экономическая эффективности производства КРС
рогатый скот мясной прирост Сельское хозяйство - это обширная жизненно важная отрасль экономики, обеспечивающая население продовольствием, а промышленность сырьём. Агропромышленная политика направлена сегодня на то, чтобы сделать её высокоэффективной и существенно повысить надёжность. Переход к рыночной экономике и новым методам хозяйствования, в условиях необходимости обеспечени ...