Организационно-правовые основы планирования и прогнозирования социально-экономического развития региона в республике Беларусь

Процесс непосредственного планирования и прогнозирования на макроуровне, на уровне отраслей, регионов, предприятий и организаций осуществляется специализированными органами в составе центральных органов управления, аппарата соответствующих министерств, ведомств, исполнительных комитетов, органов управления предприятий и организаций.

К центральным экономическим органам относятся: Министерство экономики; Министерство финансов; Министерство труда и социальной защиты; Министерство статистики и анализа; Министерство иностранных дел.

Планирующим и координирующим центром является Министерство экономики. Его роль в современных условиях возрастает в связи с повышением значимости прогнозов в системе управления народным хозяйством.

Министерство экономики подчиняется Совету Министров и в своей деятельности руководствуется законодательством республики и положением, которым определены его задачи и функции. Его основными функциями являются:

анализ и оценка социально-экономического развития страны;

разработка и реализация стратегии социально-экономического развития;

разработка концепций, основных направлений, планов-прогнозов социально-экономического развития, целевых программ;

формирование механизма государственного регулирования экономики и установление количественных значений управляющих параметров (финансовых, социальных и экологических нормативов, регулируемых цен, госзаказа и квот и др.).

Важным центральным экономическим органом является Министерство финансов. Его основная задача заключается в мобилизации денежных средств и в планировании направлений их эффективного использования. Минфин разрабатывает проект госбюджета, рассматривает проекты финансовых планов и смет министерств, госкомитетов и ведомств, устанавливает правила ведения бухучета и отчетности, определяет порядок отчетности по исполнению госбюджета, разрабатывает методические рекомендации по расчету финансовых показателей.

На Министерство труда и социальной защиты возложены следующие функции:

формирование тарифной системы;

разработка и утверждение минимального потребительского бюджета для различных социально-демографических групп населения;

решение проблемы обеспечения эффективной занятости трудоспособного населения с учетом профессионально-квалификационной подготовки кадров;

разработка рекомендаций по совершенствованию форм организации труда, применению Единой тарифной сетки работников республики;

прогнозирование и регулирование заработной платы, рынка труда и др. [2, с.17].

Министерство статистики и анализа обеспечивает плановые и другие органы управления необходимой статистической информацией, осуществляет анализ, дает оценку развития социально-экономических процессов, конъюнктуры рынка, уровня жизни населения и др. Однако главной его задачей является повышение степени достоверности информации, комплексности и оперативности ее представления.

Важное место в системе органов управления и планирования отводится Министерству иностранных дел. Оно производит прогнозные расчеты экспорта и импорта, разрабатывает торговый баланс, совместно с Минэкономики осуществляет прогнозирование платежного баланса, который характеризует эффективность внешнеэкономических связей, решает вопросы квотирования, лицензирования и валютного регулирования, содействует развитию прямых производственных и научно-технических связей с зарубежными организациями и фирмами.

Отраслевое планирование и прогнозирование обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами. К ним относятся: Министерство промышленности, Министерство архитектуры и строительства, Министерство энергетики, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство связи и информатики, Министерство торговли и др. Их главными функциями являются следующие:

разработка планов-прогнозов развития отраслей, определение приоритетов и мер по их реализации;

регулирование производства;

комплексное исследование рынка;

разработка методических рекомендаций, целевых комплексных программ и др.

Прогнозирование развития науки и техники, определение приоритетов инновационной деятельности, разработку научно-технических программ и мер по их реализации осуществляет Государственный комитет по науке и технологиям.

С целью рационального использования природных ресурсов и сокращения выбросов вредных веществ в окружающую среду создано Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Оно разрабатывает и реализует природоохранные мероприятия, добивается внедрения экологически чистых и безотходных технологий, разрабатывает программы по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и выполняет другие функции [2, с.18].

Перейти на страницу: 1 2 3

Больше по теме ...

Планирование и моделирование предприятия в кризисной ситуации
В современном бизнесе для принятия обоснованных финансовых решений необходимо понимать логику формирования исходных данных, полученных на основе анализа бухгалтерской информации - при этом необходимо помнить, что в условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции повышается значимость и актуальность финансового планирования. Очевидно, что от должной организации финансового планиро ...

Планирование и прогнозирование как процесс
Чтобы эффективно управлять народным хозяйством или любым его структурным звеном, необходимо четко знать, какими должны быть воздействие на экономику и его последствия. В странах с развитой рыночной моделью экономики прогнозирование и планирование являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Нацелено применяя такой инструмент, эти страны, как извес ...