Планирование и прогнозирование социально-экономического развития региона в системе государственного регулирования экономики

Под государственным регулированием экономики

понимают целенаправленную деятельность соответствующих органов власти, которые посредством различных способов, приемов и методов способствуют достижению поставленной цели и решению важнейших экономических и социальных задач на каждом из временных этапов развития [1, с.37]. Среди форм государственного регулирования экономики выделяют прогнозирование, планирование и программирование.

Планированиекак одна из форм государственного регулирования используется практически во всех странах. Под планированием понимают процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную постановку целей, выбор средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития [2, с.4].

Общегосударственное планирование направлено на увязку всех факторов производства и поддержания сбалансированности натурально-вещественных и финансово-стоимостных потоков, обеспечение рационального и эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей и задач, что находит отражение в соответствующем плановом документе (плане). Главная отличительная черта плана - конкретность показателей, их определенность по времени и количественная определенность.

Все большее место в системе государственного регулирования отводится прогнозированию, которое может выступать как самостоятельная форма регулирования и как научно-аналитическая стадия планирования. Таким образом, прогнозирование- это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии, а также об альтернативных путях его достижения [2, с.5].

Вероятностный характер прогнозов позволяет судить о возможном состоянии экономического и социального развития республики в будущем, об альтернативных путях его развития, обосновывать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование следует рассматривать как обязательный атрибут перспективного планировании, как его научно-аналитическую стадию. Благодаря прогнозам становится возможным на различных уровнях управления составлять научно обоснованные перспективные планы экономического и социального развития.

Данные методы государственного регулирования экономики используется не только на уровне всего государства, а являются важнейшими составляющими региональной политики. При этом под региональной политикой понимается часть социально - экономической политики государства, направленной на рациональное использование ресурсов страны, размещение производительных сил, развитие экономического потенциала и потенциала ее граждан [3, с.269].

Следовательно, прогнозирование регионального развития - это предвидение социально-экономической ситуации в регионе на перспективу с учетом существующих показателей, динамики их изменения и возможных «возмущающих» воздействий. В отличие от прогнозирования планирование регионального развития предполагает не просто пассивное предвидение развития ситуации в регионе, но и активное воздействие на нее посредством принятия и реализации управленческих решений с целью достижения желаемого (планируемого) состояния. Таким образом, планирование развития региона - это моделирование будущего социально-экономического состояния регионов с учетом как не зависящих от субъектов управления внешних факторов, так и принимаемых ими управленческих решений.

Таким образом, основной целью регионального прогнозирования и планирования является обоснование направлений и перспектив развития региона для выработки экономической и социальной политики и принятия соответствующих управленческих решений.

В ходе планирования социально-экономического развития региона исследуются методологические, организационные и социально-экономические основы экономики региона; изучается их специализация в общереспубликанском разделении труда, цели и задачи социально-экономического развития региона; рассматриваются такие важнейшие показатели, как валовой региональный продукт, чистый продукт, состав трудовых ресурсов, уровень социальной защиты, включающей помощь наименее социально защищенным слоям населения, развитие отраслей социально-культурного комплекса, таких, как здравоохранение, образование, культура, спорт, туризм и др. Кроме того, рассматриваются такие разделы как разгосударствление и приватизация объектов региона, предпринимательство, антимонопольная политика, финансовый план и местный бюджет, развитие реального сектора экономики - промышленности, производства потребительских товаров, капитального строительства, транспорта для удовлетворения потребностей региона в перевозках и услугах, - а также торговля и общественное питание, оказание платных услуг населению, внешнеэкономическая деятельность субъектов хозяйствования, охрана окружающей среды в регионе [4, с.129].

Перейти на страницу: 1 2

Больше по теме ...

Особенности формирования затрат на проведение сейсморазведочных работ
В понятие “сейсморазведка” входят геофизические методы исследования земной коры, основанные на изучении искусственно возбуждаемых упругих волн. При помощи сейсморазведки изучается глубинное строение Земли, выделяются месторождения полезных ископаемых (в основном нефти и газа), решаются задачи гидрогеологии и инженерной геологии. Сейсморазведка отличается надежностью, высокой разре ...

Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в г. Иркутске
«Человечество не погибнет в атомном кошмаре- Оно задохнется в собственных отходах» Нильс Бор Потребительская способность людей ежегодно повышается и приводит к появлению все большего количества отходов. Проблема сбора и вывоза бытового мусора остро стоит на повестке дня во многих крупных городах нашей страны и Иркутск не исключение. Отсутствие необходимого количества ...