Сущность и особенности информации как экономического ресурса
Информация - упорядоченная система знаний.
Ограниченность и полезность информации для субъектов экономики дают основание причислить ее к факторам производства наряду с землей, капиталом, трудом и предпринимательскими способностями. Информация становится товаром: она продается и покупается в разнообразных формах, тиражируется и воспроизводится.
Информация как ресурс имеет важные особенности
, которые принципиально отличают ее от других факторов производства:
. Основная часть информации, которой располагает человек, общедоступна и не может рассматриваться как ограниченный ресурс. Экономическим ресурсом является та малая часть информации, тиражирование которой ограничено правами собственности
. Использование информации одним субъектом не исключает возможности ее одновременного применения другими (свойство неконкурентности потребления)
. Потребление информации тождественно формированию новых знаний. Знания не расходуются, а приумножаются в процессе их использования
. Информация - легко тиражируемое благо, ее копирование требует минимальных затрат
Для взаимодействия субъектов представляет интерес ценовая информация. Ценовая информация
- совокупность данных об уровне цен и их тенденциях. Ни одна сделка не состоится до тех пор, пока обе стороны не придут к единому мнению об уровне рыночных цен.
Однако в реальности субъекты действуют в условиях постоянного информационного дефицита.
Варианты появления неполноты информации:
. Подбор исчерпывающей информации возможен, но невыгоден. Главную сдерживающую роль на пути к полноте информации играют трансакционные затраты. Субъекты должны осуществить поиск необходимых данных для максимизации своей полезности.
. Полную информацию получить невозможно. Устранение неполноты информации принципиально невозможно и субъекты приспосабливаются к возникающей неопределенности, воспринимая ее как неотъемлемое условие игры.
Больше по теме ...
Основные виды национальной экономики
Национальная экономика является исторически сложившейся
системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой
отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве
формы общественного труда. Национальная экономика состоит из ряда крупных сфер:
материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера.
Важнейшей составной частью ...
Основные функции и цели предприятия в условиях рынка
В
условиях рынка по сравнению с плановой экономикой меняются закономерности
функционирования предприятий, принципы управления и планирования, по-новому
расставляются приоритеты в хозяйственной деятельности предприятий. Рынок
становится основным ориентиром работы предприятий. Именно учет запросов рынка
позволяет предприятию достигать своей цели - получение прибыли.
С
рынком пре ...