Сущность и особенности информации как экономического ресурса

Информация - упорядоченная система знаний.

Ограниченность и полезность информации для субъектов экономики дают основание причислить ее к факторам производства наряду с землей, капиталом, трудом и предпринимательскими способностями. Информация становится товаром: она продается и покупается в разнообразных формах, тиражируется и воспроизводится.

Информация как ресурс имеет важные особенности

, которые принципиально отличают ее от других факторов производства:

. Основная часть информации, которой располагает человек, общедоступна и не может рассматриваться как ограниченный ресурс. Экономическим ресурсом является та малая часть информации, тиражирование которой ограничено правами собственности

. Использование информации одним субъектом не исключает возможности ее одновременного применения другими (свойство неконкурентности потребления)

. Потребление информации тождественно формированию новых знаний. Знания не расходуются, а приумножаются в процессе их использования

. Информация - легко тиражируемое благо, ее копирование требует минимальных затрат

Для взаимодействия субъектов представляет интерес ценовая информация. Ценовая информация

- совокупность данных об уровне цен и их тенденциях. Ни одна сделка не состоится до тех пор, пока обе стороны не придут к единому мнению об уровне рыночных цен.

Однако в реальности субъекты действуют в условиях постоянного информационного дефицита.

Варианты появления неполноты информации:

. Подбор исчерпывающей информации возможен, но невыгоден. Главную сдерживающую роль на пути к полноте информации играют трансакционные затраты. Субъекты должны осуществить поиск необходимых данных для максимизации своей полезности.

. Полную информацию получить невозможно. Устранение неполноты информации принципиально невозможно и субъекты приспосабливаются к возникающей неопределенности, воспринимая ее как неотъемлемое условие игры.

Больше по теме ...

Основные виды национальной экономики
Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда. Национальная экономика состоит из ряда крупных сфер: материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера. Важнейшей составной частью ...

Основные функции и цели предприятия в условиях рынка
В условиях рынка по сравнению с плановой экономикой меняются закономерности функционирования предприятий, принципы управления и планирования, по-новому расставляются приоритеты в хозяйственной деятельности предприятий. Рынок становится основным ориентиром работы предприятий. Именно учет запросов рынка позволяет предприятию достигать своей цели - получение прибыли. С рынком пре ...