Рынок ценных бумаг и его экономические функции. Ценные бумаги и их виды

Обращение акций и облигаций происходит на РЦБ. Участниками являются потребители и поставщики капитала.

Эмитенты- предприятия, нуждающиеся в капитале и привлекающие его с помощью эмиссии ценных бумаг. Желают получить средства в должном размере, быстро и по доступной цене.

Инвесторы- поставщики капитала, вкладывающие (инвестирующие) собственные денежные средства в приобретение ЦБ с целью получения дохода. Заинтересованы в получении высоких доходов от приобретенных ценных бумаг.

В зависимости от способа поступления ЦБ на рынок, различают:

· Первичный РЦБ

. На первичном рынке фирма-эмитент привлекает средства инвесторов. Первичный рынок дает рождение ценным бумагам.

· Вторичный РЦБ.

ЦБ могут перейти от одних инвесторов к другим. Операции на вторичном рынке совершаются без участия эмитента и не приносят ему доп. средств.

С т.зр. механизма функционирования:

· Неорганизованный- представлен прямыми сделками продавцов и покупателей акций, а также сделками, осуществляемыми с помощью посредников. На данном рынке может проводиться торговля почти любыми ЦБ.

· Организованный

- сеть фондовых бирж.

Фондовая биржа - организованный рынок, где по заранее определенным жестким правилам совершаются сделки с ценными бумагами. ФБ призвана обеспечить быструю, надежную и эффективную перепродажу ценных бумаг.

Функции РЦБ:

· коммерческая- функция получения дохода;

· ценообразующая- функция обеспечения процесса ценообразования на инструменты данного рынка и формирование норм доходности;

· информационная- функция информирования участников рынка и общества обо всем, что происходит на рынке;

· регулирующая- функция обеспечения порядка, регулирования, управления на рынке со стороны государства или самих участников рынка

Ценная бумага

- финансовый документ, в котором зафиксированы имущественные права его владельцев.

Основные виды:

· Акции- ЦБ, свидетельствующая о внесении определенной суммы в капитал АО.

o ОБЫКНОВЕННЫЕ АКЦИИ

ü Право голоса на собрании акционеров

ü Право продажи акций по своему усмотрению

ü Право приобретения доп.выпусков акций с целью сохранения своей доли собственности в АО

ü Право на получение дивидендов, зависящих от размера получаемой прибыли

ü Право на получение доли имущества при ликвидации АО

o ПРИВИЛИГИРОВАННЫЕ АКЦИИ - не дают владельцам права голоса.

· Облигацииудостоверяют отношение займа между её владельцем и предприятием-эмитентом и подтверждает обязательство возвратить её владельцу номинальную стоимость по истечении указанного в ней срока.

ü Право на получение твердого дохода, величина которого остается неизменной в течение всего срока жизни облигации

ü Право на получение номинальной суммы в период погашения облигации

ü Право на продажу на вторичном рынке

ü Право на активы АО при ликвидации по сравнению с владельцами любых акций

Больше по теме ...

Планирование основных показателей деятельности предприятия ООО Каравай
Под общей экономической политикой предприятия понимаются цели, на которые направлена ее деятельность, и то, как конкретно достигаются эти цели. Ни одно деловое начинание не может быть успешным, если руководство предприятия не будет обладать умением должным образом планировать свою деятельность, используя для этого необходимые источники и систему информации. (1 с.50) Сущность ...

Организация плановой работы на предприятии
Общество всегда ставит перед собой задачу дальнейшего самосовершенствования, повышения уровня жизни. Постановка целей и их реализация требуют организованной деятельности, а последняя - ее планирования. Механизмы реализации планов, формы и методы планирования могут быть различными и сами оказывать влияние на характер производственных отношений. Сложившаяся на предприятиях метод ...