Основные черты рынка олигополии

Олигополия -

одна из форм несовершенной конкуренции.

Характер продукции

. Существует дифференцированная олигополия (автомобилестроение, электроника), где значима неценовая конкуренция, ведущаяся на базе качества, сервиса и рекламы, и недифференцированная олигополия со стандартным продуктом (цементная, нефтяная промышленность). Цены на поршневые компрессоры подробнее.

Немногочисленность участников

. Для отнесения рынка к олигополистическому важно не столько число фирм, а их доля на рынке. Когда на несколько фирм приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий, рынок можно считать олигополистическим. В статистике к олигополистическим обычно относят отрасли, где6 несколько крупнейших фирм производят более половины всей выпускаемой продукции. Главная причина формирования олигополии- экономия на масштабах. То есть крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек, и, следовательно, крупные фирмы имеют преимущество перед мелкими.

Финансовый барьер и барьер емкости рынка

. Крупных фирм в отрасли много быть никогда не может. Уже многомиллиардная стоимость их заводов становится надежным барьером для проникновения в отрасль. Но если бы и нашлись средства для сооружения большого числа гигантов, те не смогли бы в дальнейшем прибыльно работать. Ведь емкость рынка ограничена. И вряд ли кому-то нужны тонны стали, выпущенные тысячей фирм-гигантов.

Рыночная власть фирм-олигополистов

. Каждая из фирм достаточно велика, чтобы оказывать влияние на положение в отрасли. Для олигополии свойственно завышение цен, недопроизводство, тенденция к получению экономических прибылей. График спроса на продукцию фирмы-олигополиста имеет вид падающей кривой, типичной для любого рынка несовершенной конкуренции. Максимизацию прибыли фирма постигает с помощью равенства MC=MR, устанавливая его с помощью оптимального размера производства и цены.

Несовершенство информации.

На олигополистическом рынке конкурентов немного и все они очень сильны. Поэтому решения каждого из них непосредственно сказывается на других участниках рынка и отрасли в целом.

Множественность кривых спроса

. При олигополии существует не одна, а множество кривых спроса на продукцию фирмы, а именно каждому уровню выпуска соответствует особая кривая спроса на продукцию остальных олигополистов. Другими словами, для любого олигополиста объем рынка не является постоянной величиной, а прямо зависит от решений конкурентов.

Переход отрасли в олигопольное состояние обычно сопровождается резким увеличением производительности. В основе такого впечатляющего прогресса лежит экономия на масштабах. (крупные установки чаще оказываются более эффективными).

Экономия безусловно-постоянных издержек

. Безусловно-постоянные издержки - издержки, не меняющиеся в независимости от масштабов производства. Например, затраты на разработку нового лекарства в фармакологической фирме. Экономия на снижении безусловно-постоянных издержек не имеет ограничения в виде оптимального объема производства. Чем больше фирма, тем ниже они в расчете на единицу продукции.

Для олигополии характерен низкий уровень издержек благодаря экономии на масштабах и экономии на безусловно-постоянных издержках.

Больше по теме ...

Планирование на предприятии лесного комплекса
Планирование на предприятии - одна из функций менеджмента. Планирование необходимо для нормального функционирования работы фирмы. Планирование - это вид деятельности, направленный на формирование целей, определение их способов достижения, является важнейшим этапом в процессе управления. Существуют различные виды планирования на предприятии: стратегическое, тактическое, оперативное ...

Организация труда на предприятии ИП Морозов В.Ю.
Одним из важнейших направлений обеспечения социальной направленности рыночной экономики является рационально построенная организация труда на всех уровнях управления. Организованный на научной основе труд является ведущим фактором роста его производительности и снижения издержек производства, основой обеспечения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов рыночной экономики. ...