Основные черты рынка монополистической конкуренции
Монополистической конкуренции одна из форм несовершенной конкуренции и разновидность полиполии, то есть рынка с большим числом производителей и острой конкуренцией.
Малые размеры и многочисленность фирм
. На рынке монополистической конкуренции действует множество фирм, причем среди них либо нет крупных, либо они не имеют решающих преимуществ над мелкими и соседствуют с ними.
Несовершенство информации
. Абсолютно точная и полная информация в условиях реального рынка никогда не встречается. Многие важнейшие показатели никогда не могут быть точно известны. Неоднородность продукции, типичная для рынка монополистической конкуренции, резко увеличивает степень информационной неопределенности. Даже абсолютно достоверные рыночные показатели (цены, объем продаж) становятся менее информативными, поскольку товары качественно разнородны.
Дифференциация продукта
. При монополистической конкуренции выпускаемый каждой фирмой товар принадлежит к определённой товарной категории, но одновременно чем-то отличается от изделий других компаний. В итоге каждый дифференцированный товар в какой-то степени уникален и одновременно имеет массу более или менее похожих на него товаров-аналогов, который создают для производителя конкуренцию.
Основные факторы дифференциации товаров - это различия в: качестве, сервисе, рекламе.
Качественные различия
. Даже основные потребительские свойства самых простых товаров удивительно разнообразны. (пример зубной пастой). Во многих случаях выигрыш в некотором свойстве продукта неизбежно ведет к проигрышу в другом. (медицинские пасты полезны, но имеют неприятный вкус). Базой дифференциации могут служить дополнительные потребительские свойства, то есть особенности товара, которые влияют на его легкость и удобство использования (размеры упаковок, различия упаковок). Мнимые качественные различия - еще одна основа дифференциации. (Курильщики покупают только любимую марку сигарет, хотя в действительности не смогут отличить ее от другой).
Различия в сервисе
. Для широкой группы товаров, в особенности для технически сложных, свойственен долговременный характер взаимоотношений продавца и покупателя. Дорогая машина должна исправно работать не только в момент покупки, но и во время всего срока службы. Полный цикл сервиса включает в себя: предпродажное е обслуживание (помощь в выборе продукта), сервис в момент покупки (проверка, доставка, наладка), послепродажное обслуживание (гарантийный и пост гарантийный ремонт, внесение текущих улучшений, консультации по эксплуатации). Каждая из этих операций может, как выполняется, так и нет. В результате один и тот же продукт может резко различается по своим сервисным характеристикам.
Различия в рекламе
. Реклама проявляет скрытые отличия в товаре от аналогичных продуктов. Реклама способствует образованию новых потребностей. (реклама вбила в голову людям необходимость покупки именно антибактериального мыла).
Дифференциация и сегментация
Больше по теме ...
Планирование и прогнозирование как процесс
Чтобы
эффективно управлять народным хозяйством или любым его структурным звеном,
необходимо четко знать, какими должны быть воздействие на экономику и его
последствия.
В
странах с развитой рыночной моделью экономики прогнозирование и планирование
являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики.
Нацелено применяя такой инструмент, эти страны, как извес ...
Основные средства предприятия и их оценка
Актуальность
темы исследования. Основные средства - это основа функционирования любого
предприятия. От того насколько эффективно используются основные средства во
многом зависит конкурентоспособность организации. Поскольку они в своей
совокупности составляют основу материально-технической базы предприятия,
определяют его технический потенциал, виды, объекты и качество оказываемых
...