Основные черты рынка монополии, х-неэффективность
Монополия - вид несовершенной конкуренции при котором на рынке действует один-единственный продавец.
Черты:
1. единый производитель-гигант
. уникальность и незаменимость продукции
. полнота имеющейся у него информации
. непреодолимые барьеры
Основные барьеры:
· Преимущества крупного производства
. В монополизированной отрасли эффективны лишь крупные предприятия.
Частным случаем монополистической структуры рынка является естественные монополии. Они возникают, когда единственные производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это могут сделать конкурирующие м/у собой фирмы. В отраслях формирования естественных монополий оптимальный размер предприятия больше реального размера рынка.
· Легальные барьеры
. Источники легальных барьеров:
o Право собственности на ресурсы (если в собственности фирмы оказываются земли с особыми свойствами, это автоматически создает предпосылки для монополии)
o Право интеллектуальной собственности (патент - документ, удостоверяющий право интеллектуальной собственности и дает владельцу монопольное право на производство соответствующей продукции в течении опред. времени (в России-20лет). Владелец патента может за вознаграждение предоставить его другим лицам (выдавать лицензию).
o Санкционированные государством исключительные права на производство или торговлю определенной продукцией (чаще всего предоставляются по соображениям национальной или общественной безопасности)
· Нечестная конкуренция
. Крупный производитель в борьбе с более мелкими конкурентами обладает массой преимуществ. Конкурентов можно лишить доступа к сырью, кредитам, рынкам сбыта.
Важной разновидностью нечестной конкуренции является демпинг - умышленная продажа продукции ниже себестоимости с целью вытеснения конкурента.
Много возможностей нечестной конкуренции и в рекламе. Имея большой рекламный бюджет можно опорочить продукцию конкурентов.
Х-неэффективность - бесхозяйственное ведение дела, которое влечет за собой рост издержек выше объективного уровня.
Больше по теме ...
Основные характеристики деятельности фирмы в рыночной экономике
История
развития человеческого общества наглядно свидетельствует о том, что рыночная
экономика способна создать большее количество товаров и услуг для большего
количества людей, чем какая-либо другая экономическая система. И объясняется
это тем, что в условиях рыночной экономики обеспечивается высокая мотивация к
творческому труду, прогрессу, люди сами делают свой выбор, чем зани ...
Основы организации системы прогнозирования и программирования регионального социально-экономического развития занятости
Проведение в стране социально-экономических преобразований привело
к повышению роли регионов во всех сферах жизни общества. Регионы стали
субъектами самостоятельного принятия политических, экономических, социальных,
культурных и иных решений.
Обострение проблем регионального развития России связано с
первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности
социаль ...