Необходимо ли государственное регулирование рынка труда? Следует ли развивать его в России

Государственное регулирование рынка труда - это комплекс экономических, законодательных, административных и организационных мер, направленных на:

. стимулирование роста занятости;

. подготовку и переподготовку работников;

. содействие найму рабочей силы;

. введение системы социального страхования безработицы и обязательного пенсионного обеспечения.

На рынке труда редко наблюдается господство совершенной конкуренции. В России к таким рынкам можно отнести рынки продавцов, строителей, шофёров, уборщиков и т.д.

Однако в современных условиях для рынка труда характерна несовершенная конкуренция с элементами монопсонии и монополии. В условиях несовершенной конкуренции либо покупатель, либо продавец, либо ассоциации покупателей и продавцов могут оказывать влияние на цены данных ресурсов. Продавцы-монополисты обладают возможностью ограничивать предложение на определенных рынках ресурсов, таким образом повышая их цену.

Контроль над ценой ресурсов со стороны покупателя может осуществляться при условии, если единичный покупатель или организация покупателей скупает значительную долю всего имеющегося количества определенного ресурса. Когда фирма является единственным покупателем на рынке, она имеет возможность устанавливать цену ресурса, которая ниже предельного продукта ресурса в денежном выражении, не опасаясь перетока этого ресурса к другим покупателям, поскольку таковые на рынке отсутствуют. Обладая властью монопсониста на рынке, фирмы могут осуществлять ценовую и неценовую дискриминацию в отношении отдельных продавцов ресурсов.

В условиях несовершенной конкуренции отсутствуют возможности свободного перелива ресурсов и доступа к информации, а также затруднен вход и выход с рынка. Большую роль во вмешательстве в деятельность монопсониста играет не государство, а профсоюзы!!! Вмешательство необходимо для того, чтобы ограничить влияние работодателей, обеспечить повышение заработной платы, рост численности занятых, улучшение условий труда для работающих и обеспечить социальные гарантии безработным.

На данный момент принят Закон о занятости, создана государственная служба занятости, развертывается система переподготовки кадров, официально устанавливаются прожиточный минимум и минимальная заработная плата. Однако лишь это не может решить всех проблем. Дело в том, что в нашей стране крайне велика степень несовершенства рынка: широко распространена монопсония, сравнительно слабы профсоюзы и т.д. Саморегуляция рынка трудовых ресурсов ограничена из-за не до конца развывшейся рыночной системы.

Здесь государство должно быть гарантом обеспечения нормальной жизнедеятельности лиц наемного труда, выступать в роли главного «социального контролера». Поэтому настоятельной необходимостью является целенаправленное и эффективное государственное регулирование рынка труда.

По-моему мнению необходимо развивать его в России, чтобы обеспечить выполнение всех вышеперечисленных факторов. Нельзя надеяться на позитивные результаты саморегуляции рынка трудовых ресурсов.

Больше по теме ...

Переходный период к постиндустриальной экономической системе
С начала 1960-х гг. получила широкое распространение терминология и концепция постиндустриального общества. Среди его конкретных обозначений - «общество третьей волны» О. Тоффлера, «постиндустриальное общество» Д. Белл, «общество информатики и высокой технологии» Дж. Нэсбита, и др. Идея постиндустриального общества отразила реальные процессы, обозначившиеся в послевоенный период ...

Основные фонды предприятия
В условиях рыночной экономики важнейшим элементом финансовой системы государства являются финансы предприятий, специфика которых состоит в том, что они обслуживают процесс первоначального распределения стоимости валового внутреннего продукта. Кроме того, именно на предприятиях совершается рыночная трансформация экономики нашего государства. Результаты этих преобразований в рамках ...