Информационная асимметрия и рынок «лимонов». Фиаско на рынке «лимонов»

Информационная асимметрия - разновидность неполноты информации; заключается в неравномерном распределении информации.

Данное определение было введено в 20 в. К.Эрроу.

Различают 2 типа инф. асимметрии:

· Информационное преимущество

- один из участников сделки более информирован о ее особенностях, чем другой (одна сторона имеет информационное преимущество)

· «проблема царя Соломона»

- ситуация, когда оба участника сделки одинаково информированы относительно совершаемой сделки, но эту информацию сложно получить третьим лицам

Пример, кот. обычно используется для демонстрации экономических последствий информационной асимметрии, касается рынка подержанных машин. Привлекательная внешне, она может оказаться подарком судьбы либо головной болью. Первую категорию называют «персиками», вторую-«лимонами». Отличить один вид фруктов от другого покупателю сложно, а продавец прекрасно знает о ее техническом состоянии. Соответственно на данном рынке имеет место информационная асимметрия.

Натыкаясь раз за разом на свежеокрашенные развалюхи вместо приличных машин, покупатели начинают подозревать лимон в каждой машине и отказываются предлагать хорошую цену. В результате владельцам машин-персов становится невыгодным их продавать за бесценок и лимоны постепенно вытесняют с рынка качественную продукцию. Средний уровень качества снижается вместе с ним уменьшается емкость рынка.

) ситуация, если бы каждый покупатель знал, что ему предлагает продавец. DL - кривая спроса на «лимоны», DP - кривая спроса на «персики».SL - кривая предложения «лимонов», SP - кривая предложения «персиков».

) Из-за отсутствия возможности различить реальное качество машин рынок станет единым. Кривые спроса на лимоны и персики сольются в единую кривую спроса. Кривая спроса DT имеет вид ломанной кривой и показана как жирная линия. В высоком диапазоне спроса на лимоны просто нет, поэтому в этой части суммарная кривая спроса на подержанные машины совпадает с кривой спроса на персики. При более низких ценах к спросу на персики добавляется спрос на лимоны, в результате чего у общей кривой спроса на подержанные машины появляется излом. Аналогично с кривой предложения. В итоге получится точка ОT. Точка О лежит в таком диапазоне, что весь спрос на подержанные машины состоит из желающих купить персики, а все предложение - из желающих продать лимоны. Одноразово такой рынок сработает. Но в дальнейшем покупатели убедятся в невозможности получить то, что им нужно и уйдут с рынка. Спрос на персики прекратится. Из двух рынков останется только рынок лимонов. Виной фиаско рынка оказывается нехватка информации.

Больше по теме ...

Экономический анализ предприятия
В условиях рыночной экономики тема анализа деятельности предприятия является актуальной. Особую актуальность приобретает анализ информации при принятии стратегически важных решений в настоящее время, когда российские предприятия поставлены в центр чрезвычайных обстоятельств, вызванных действием множества противоречивых, трудно прогнозируемых кризисных процессов в экономике, политике, ...

Пермские предприниматели прошлого и настоящего
Бизнесмены наши очень прытки, Ко всему они найдут подходы: «Национализируют » убытки, Но «приватизируют» доходы. Мои исследования посвящены изучению материала, в котором рассматриваются предприниматели. Какие они занимали позиции в предпринимательской деятельности, меценатской и купеческой, промышленной. Основная задача предпринимателя является в управлении пред ...