Факторы конкурентоспособности фирмы

фирма корпорация конкурентоспособность доход

Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке.

Проблемы конкуренции, конкурентоспособности всегда были в центре внимания экономической науки и практики. Существует обширная литература, посвященная изучению конкурентоспособности. В широкой постановке конкурентоспособность рассмотрена в литературе по менеджменту. В то же время вопросы формирования факторов конкурентоспособности фирм, действующих в сфере недвижимости не получили должного рассмотрения.

Любое среднестатистическое предприятие включает несколько видов деятельности:

) общее управление и организация труда;

) финансовое управление;

) производство;

) маркетинг и сбыт;

) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).

Эффективность этих видов деятельности определяет способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию.

И.Н. Герчикова предлагает классифицировать факторы конкурентоспособности предприятия в зависимости от целевого назначения создаваемого продукта труда.

Для предприятий, создающих товары потребительского назначения автор выделяет:

коммерческие условия (кредиты, скидки, бартер);

организация сбытовой сети (размещение, доступность, выставки, ярмарки, реклама);

организация техобслуживания (объем услуг, сроки, стоимость);

представление потребителей о фирме (репутация, товарный знак);

воздействие тенденций развития конъюнктуры на положение фирмы на рынке.

Такая классификация факторов конкурентоспособности предприятия является неполной, т.к. совершенно не затрагивает факторы производства, и она скорее подходит к торговым предприятиям, а не к производственным.

Конкурентное преимущество, достигнутое на базе основных и общих факторов, это преимущество низшего порядка, имеющее непродолжительный и неустойчивый характер. А конкурентоспособность, достигнутая при использовании развитых и специализированных факторов, имеет продолжительный характер. Как правило, специализированные и развитые факторы формируют непосредственно сами предприятия, т.к. лучше других владеют ситуацией и больше других знают, что им необходимо в данный момент для обеспечения конкурентного преимущества.

В системе факторов, влияющих на конкурентные преимущества фирмы, необходимо изучать как объективные, так и субъективные факторы.

К объективным факторам отнесены:

. Факторы, опосредованные состоянием микросреды, называемые доминирующими факторами внешней среды фирмы;

. Факторы, опосредованные состоянием микросреды, называемые доминирующими факторами внутренней среды фирмы.

К доминирующим факторам внешней среды предприятия, влияющие на конкурентные преимущества, целесообразно отнести:

. Факторы, опосредованные социально-экономическими условиями;

. Факторы, опосредованные экономико-правовой базой;

. Научно-технические факторы.

Доминирующие факторы внутренней среды, определяющие конкурентные преимущества, целесообразнее рассматривать с позиций анализа: экономического потенциала предприятия - производство, продвижение и сбыт продукции, организационная структура и менеджмент, маркетинг, финансы и финансовое состояние предприятия; непроизводственного окружения - поставщики, клиенты, маркетинговые посредники, контактная аудитория.

Следовательно, факторы, опосредованные состоянием внутренней среды фирмы:

. Производство традиционного ассортимента товаров/услуг;

. Продвижение сбыта товаров/услуг;

. Организационная структура и менеджмент;

. Комплекс маркетинга;

. Финансы.

Субъективные факторы, влияющие на конкурентные преимущества организации, рассматриваются как факторы, опосредованные уровнем профессиональной мобильности и компетентности специалистов предприятии.

Главной целью и мотивом (побудительной причиной) поведения участников сделок является, разумеется, получение прибыли. Отсюда естественным путем возникает противоборство между частными и коллективнымисобственниками товаров и денег за получение наибольшей выгоды от торговых сделок. Такая выгода в решающей степени зависит от уровня рыночной цены. Очевидно, продавцы экономически заинтересованы в повышении цен на товары и услуги, а покупатели - в их понижении.

Перейти на страницу: 1 2

Больше по теме ...

Планирование прибыли на предприятии (на примере ООО Слесарно-монтажные инструменты)
Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка. В условиях рыночной экономики предприятие самостоятельно планирует свою ...

Основные производственные фонды предприятия
В условиях формирования рыночных отношений и обострения конкурентной борьбы побеждают те товаропроизводители, которые могут эффективно использовать все виды имеющихся ресурсов. Формирование рынка поставило хозяйствующие субъекты в жесткие экономические условия, которые объективно обусловливают проведение ими сбалансированной политики по поддержанию и укреплению финансового состоян ...