Конкурентные рынки и выбор фирм

В каждой социально-экономической системе присущ свой хозяйственный механизм, который представляет собой совокупность экономических, организационных и правовых методов обеспечивающих реализацию экономических интересов и законов общества, он включает в себя всю систему экономических категорий в их самом различном соотношении:

труд;

издержки;

цена;

прибыль;

заработная плата;

налоги и т.д.

Главным элементом хозяйственного механизма экономики рыночного типа является конкуренция.

Только выход на рынок с конкурентоспособным товаром дает возможность предприятию выжить в условиях рынка. Предприятия, вкладывающие силы в неконкурентоспособный товар обречены на гибель.

Конкурентный рынок существует в условиях множества продавцов и покупателей, не имеющих возможности оказывать непосредственное воздействие на цены, объем производства и т.д.

Анализ характеристик рынка составляет его конкурентную модель, показывающую, как фирмы, движимые целью максимизации прибыли, реагируют на изменение цен и используемые факторы производства.

Исходной моделью для экономистов является модель совершенной конкуренции. Она основана на упрощенных для современного состояния рынка предположениях: свобода входа и выхода, множество мелких фирм, информированность фирм о конъюнктуре рынка, стандартизированность продуктов. Если названные рыночные условия не выполняются, анализ моделей усложняется условиями монополистической конкуренции, олигополии или монополии. Эти конкурентные модели отражают установление разного уровня рыночной цены и различную степень контроля над ними.

Термины «совершенная конкуренция», «совершенный рынок» введены в научный оборот во второй половине XIX в. К числу авторов, впервые использовавших понятие совершенного рынка, относится У.Джевонс. Представители классической политэкономии при характеристике рыночного регулирования опирались на понятие свободной (неограниченной) конкуренции, акцентируя внимание на том, что действие конкуренции не подвергается ограничениям со стороны докапиталистических регламентаций, препятствовавших миграции капиталов из одних отраслей в другие.

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции:

множественность продавцов - мелких фирм (предприятий), доля которых на рынке отрасли ничтожно мала (менее 1% продаж за любой период) и покупателей. Такой рынок называют атомизированным;

свободный, не затрудненный ничем вход предприятий в отрасль и абсолютная мобильность производственных ресурсов (никакое искусственное ограничение не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому);

полная однородность выпускаемого продукта (отсутствие торговых марок и т.д.). Это условие называется гомогенностью товаров;

отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены (стихийное ценообразование), а также отсутствие у любого участника рынка возможности оказывать непосредственное влияние на решение другого участника как экономическими, так и неэкономическими методами;

наличие у каждого участника (предпринимателя) исчерпывающей информации о текущем состоянии рынка (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.). Это условие называется прозрачностью (транспарентностью) рынка;

отсутствие монополии (одного производителя), монопсонии (одного покупателя) и государственного регулирования;

Наряду с выше перечисленными условиями на совершенно конкурентных рынках действуют и другие, а именно:

существование рынка наличного товара, на котором продавцы и покупатели встречаются в одно и то же время, в одном и том же месте;

отсутствие каких-либо издержек, связанных с совершением сделки между производителями и покупателями. Исключается существование биржевых контор, инвестиционных компаний, дилеров и других посредников;

исключается такое орудие конкуренции, как сбивание цен;

предполагается отсутствие предпочтений пространственного, личного и временного характера.

Перейти на страницу: 1 2

Больше по теме ...

Планирование и прогнозирование как процесс
Чтобы эффективно управлять народным хозяйством или любым его структурным звеном, необходимо четко знать, какими должны быть воздействие на экономику и его последствия. В странах с развитой рыночной моделью экономики прогнозирование и планирование являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Нацелено применяя такой инструмент, эти страны, как извес ...

Планирование прибыли на предприятии (на примере ООО Слесарно-монтажные инструменты)
Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка. В условиях рыночной экономики предприятие самостоятельно планирует свою ...