Общая характеристика фирмы в условиях рынка

До средины ХХ в. подход менеджеров к взаимоотношениям фирмы и общества базировался на следующих положениях:

Что хорошо для фирмы, то хорошо и для общества,

Дело бизнеса - бизнес,

Надо реализовать принцип свободного предпринимательства (прибыль должна получаться при минимальных ограничениях со стороны общества). Винтовой компрессор цена смотрите на http://www.fini-russia.ru.

Этот подход был воспринят и обществом. Однако с началом научно-технической революции возобладало мнение, что такое отсутствие ограничений порождает серьезную социальную несправедливость. Общество ввело ряд ограничений: законы о детском труде, минимальной заработной плате, охране труда, антитрестовские и т.д. В то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных цен, фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора, политического влияния, загрязнения среды и т.д.

Первоначально термин «фирма» (от итальянского firma - подпись) означал «торговое имя» коммерсанта. Ныне - это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью.

Рынок - это сфера товарного обмена и связанная с ним совокупность отношений, которые складываются между товаропроизводителями и покупателями по поводу купли-продажи.

Условия функционирования рынка: реализация многообразных форм собственности и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и свободная конкуренция, являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике.

Правовые формы функционирования современной фирмы многообразны: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, коммандитное общество и другие.

Рынок выполняет следующие функции:

регулирующую (регулирует производство и обращение товаров и услуг);

контролирующую (определяет общественную значимость произведенного продукта и затраченного на его производство труда);

распределительную (устанавливает необходимые воcпроизводственные пропорции, обеспечивающие сбалансированность экономики);

стимулирующую (побуждает снижать индивидуальные затраты труда, использовать новую технику);

информационную (информирует о состоянии дел в хозяйственной сфере);

санирующую (очищает общественное производство от экономически слабых, неконкурентоспособных хозяйственных единиц).

Инфраструктуру рынка составляет совокупность субъектов, имеющих разные направления деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных контрагентов. К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческие информационные центры, банки, транспортная и складская сеть, системы и средства коммуникации.

Существуют следующие принципы поведения хозяйствующих субъектов в рыночной экономике:

) принцип свободы экономической, хозяйственной и предпринимательской деятельности, который проявляется в предоставлении субъекту собственнических и предпринимательских прав, дающих возможность создать собственное дело и воплотить замыслы в конкретные объекты, а также в ликвидации чрезмерных ограничений на формы, виды, объекты предпринимательства предприятий и граждан;

) принцип свободного рыночного ценообразования;

) принцип главенства потребителя;

)принцип партнерства (на основе договоров и контрактных отношений);

) принцип государственного регулирования рыночных отношений (на основе государственных программ, антимонопольных мер, ценовых ограничений, налогового, финансово-кредитного и трудового законодательства).

Предприятие, являясь составной частью внешнего окружения, обязано постоянно решать вопросы социального развития не только собственного трудового коллектива, но и местного и общегосударственного значения.

Поведение хозяйствующих субъектов на рынке регулируется также принципами:

взаимовыгодности и равноправия деловых отношений;

ответственности перед конечным потребителем;

достижения экономического и коммерческого преимущества исключительно за счет инноваций;

экономного ведения хозяйства;

соблюдения этического кодекса предпринимательства.

Больше по теме ...

Планирование деятельности организации
Планирование в организации - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование присуще всем предприятиям независимо от их форм собственности. Механизм планирования включает: принципы, определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, к ...

Особенности формирования доходов населения в Республике Беларусь
Любое предприятие или организация, независимо от формы собственности (частной или государственной) сводит свою деятельность к получению максимального дохода, который в зависимости от его стабильности и объемов позволяет людям реализовать свои желания, т.е. именно доходы являются непосредственным источником удовлетворения многочисленных и безграничных потребностей людей. Актуальнос ...