Понятие фирмы и её виды

Предпринимательская деятельность осуществляется в определенных организационно-экономических формах на предприятиях фирмах.

В научной и учебной литературе широко используется не одно, а два схожих понятия - «предприятие» и «фирма». Экономисты проводят различие между значениями этих слов, а некоторые считают их синонимами. Однако в экономической литературе, как зарубежной, так и отечественной, нет однозначного определения понятия «фирма». Более того, в основополагающих российских нормативных документах (например, ГК РФ) фигурирует лишь понятие «организация».

Оба термина обозначают один и тот же объект, в основном промышленную или торговую организацию. Тем не менее, под фирмой в России чаще понимается хозяйственная организация производственного и непроизводственного профиля, как правило, крупная и многопрофильная, со многими входящими в нее обособленными предприятиями, филиалами, учреждениями. Однако в соответствии с российским законодательством каждая организация, признанная юридическим лицом, при регистрации получает фирменное наименование. В таком случае «фирма» - общее понятие коммерческой организации.

В странах с развитой рыночной экономикой фирма является основным организационным звеном экономики. Четкая организация внутрифирменного управления позволила развитым капиталистическим странам завоевать сильные позиции на внутренних и внешних рынках.

В современной экономической теории фирма - это сложное экономическое образование, особый институт современной экономической системы. Она представляет собой первичную организационную единицу бизнеса, обладающую следующими характеристиками:

· юридической самостоятельностью. Фирма является юридическим лицом, зарегистрированным в соответствующих государственных органах;

· производственной самостоятельностью. Фирма самостоятельно решает что, где и каким образом производить и продавать;

· финансовой самостоятельностью. Фирма самостоятельно распределяет получаемый доход.

С точки зрения организации предпринимательской деятельности выделяют три формы: единоличное хозяйство, партнерство, корпорация.

Единоличное хозяйство это такая форма организации бизнеса, когда собственником фирмы является один человек, выполняющий все функции: управленческую, сбытовую, производственную, учетную и т.д. Примерами такой фирмы являются: услуги частного врача, адвоката, репетитора и др. Примером правовой формы единоличного хозяйства является предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ). В общей численности всех фирм единоличное хозяйство занимает первое место (около 80%), а вот по объему производимой продукции - последнее (2%). Достоинствами единоличного хозяйства являются:

) высокая эффективность производства, обусловленная личной заинтересованностью работающего в конечных результатах;

) гибкое реагирование на изменение рынка;

) простота организации.

Но единоличное хозяйство обладает и недостатками:

) отсутствие специализации труда, а, следовательно, и снижение его производительности;

) сложность привлечения дополнительных ресурсов;

) отсутствие ограниченной ответственности предпринимателя.

Эмпирические наблюдения показывают, что средняя продолжительность «жизни» таких фирм является около двух лет. По истечении этого срока часть фирм становятся банкротами, часть перепрофилируется, а часть превращается в партнерство и корпорации.

Перейти на страницу: 1 2

Больше по теме ...

Основные модели рыночной экономики преимущества, недостатки, перспективы развития
Мировое общество имеет богатый исторический опыт организации социальной и прежде всего экономической жизни как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. Уже при первом и самом поверхностном анализе этого опыта обнаруживается, что формы организации экономической жизни общества и на том, и на другом уровне сложны и многообразны. При этом экономическая наука ещё не выработала ед ...

Основные фонды предприятия, эффективность их использования (на примере ОАО Слободской машиностроительный завод)
Тема данного курсового проекта весьма актуальна. Актуальность заключается в том, что решение задачи эффективного использования основных фондов означает увеличение производства продукции, снижение себестоимости продукции, рост рентабельности производства, повышение качества продукции. Полное использование основных средств ведет к увеличению прибыли предприятия. Одна из главных ...