Совершенствование инновационной экономики в контексте венчурного инвестирования

. Необходимо предоставление государственных гарантий венчурного инвестирования, т.е. предоставление долгосрочных банковских кредитов под государственные гарантии, а также снижение процентных ставок, так как инвестирование в венчурный капитал более привлекательно при низких процентных ставках, которые повышают ценность акционерного капитала.

. Необходимо разработать меры институционального характера для стимулирования снижения "издержек прозрачности" предприятий ("прозрачные" предприятия несут риск, раскрывая информацию; в России подобные риски особенно велики из-за слабого развития защиты интеллектуальной собственности) и самих бирж (на западных биржах цена каждой услуги регламентирована), а также устранения такого препятствия для развития открытого акционирования, как нежелание руководителей компании выпускать контроль из своих рук. Для этого необходимо внесение изменений в законодательство (принятие законов об интеллектуальной собственности, регулировании иностранных инвестиций, легализации коммерческих венчурных фондов и т.п.).

На временном этапе, пока не решены проблемы институционального характера, требуется использование нестандартных методов торгов, например метода проведения двухэтапных торгов. Метод подразумевает публичное установление ценового ориентира на первом этапе и переговоры о покупке долей инвесторами на втором. Двухэтапность может помочь избежать требования прозрачности, столь дорогого пока для компаний. Все необходимые сведения инвестор может выяснить на втором этапе при частных переговорах с компанией [3]. Подобные мероприятия станут местом стыковки интересов компаний и инвесторов, где инвесторы смогут оценить компании и принять предварительные решения о возможности их финансирования. Подобные мероприятия следует проводить по стандартам, близким к биржевым торгам, и, возможно, непосредственно на фондовых биржах (в том числе и электронных).

Необходимо внедрение системы, включающей в себя оказание малым предприятиям консалтинговых, аудиторских и маркетинговых услуг через агентства, тесно сотрудничающие с биржей и знающие специфику hi-tech отраслей, так как не все венчурные предприятия в России могут самостоятельно дойти до стадии выхода на IPO, но тем не менее вклад их в поддержку развития инновационной экономики может оказаться существенным. Как показывает опыт, особо эффективна поддержка, оказываемая государством в экспертизе инновационных проектов для малых предприятий научно-технической сферы. Благоприятным может также оказаться расширение сети коучинг-центров, где могли бы обучаться руководители венчурных предприятий действующим зарубежным схемам ведения венчурного бизнеса, адаптированным к российским условиям, в том числе и схемам выведения предприятий до IPO.

Для привлечения иностранных инвестиций также необходимо устранить негативный образ России как пространства, неблагоприятного для ведения бизнеса и осуществления инвестиций. Дефолт, пошатнувший экономику, стал причиной недоверия к России со стороны иностранных инвесторов и, как результат, незначительного по сравнению с другими странами прироста, а в дальнейшем и спада объемов инвестирования.

Привлечению зарубежных инвестиций в инновационный бизнес России присущи и положительные, и отрицательные черты. С одной стороны, иностранные инвестиции способны сгладить остроту недостатка финансовых ресурсов для российского предпринимателя, так как не требуют от него первоначальных салютных взносов и последующей выплаты процентов, а также погашения долгов. Также иностранный капитал создает дополнительные рабочие места и втягивает в процесс представителей научного сообщества. С другой стороны, активное проникновение на российский рынок иностранного капитала создает множество проблем экономического и социального свойства. Страны, вложившие средства в венчурные фонды России, очевидно, преследуют в первую очередь свои цели, а не цели России. Конечные, наиболее ценные технологии и высокотехнологичные продукты вывозятся за рубеж заказчику.

Таким образом, признавая значение зарубежных инвестиций в подъеме национальной экономики, представляются стратегически важными развитие собственной индустрии рискового капитала, а для этого необходимо создание венчурных фондов с государственным капиталом, венчурных трастовых компаний, которые смогут инвестировать средства физических лиц в реализацию венчурных проектов как государственных, так и негосударственных организаций (по образцу западных трастовых компаний), а также привлечение средств Пенсионного фонда и страховых компаний, что является обычной практикой в странах, где успешно осуществляется венчурный бизнес. Возможно создание совместного венчурного фонда, от имени которого будут осуществляться рисковые инвестиции, и как результат - снижение рисков может послужить привлечению дополнительных средств. Такие фонды имеют статус финансового партнерства с ограниченной ответственностью и получили за рубежом широкое распространение. Их участники получают прибыль и несут убытки пропорционально вложенным средствам.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Больше по теме ...

Планирование на предприятии лесного комплекса
Планирование на предприятии - одна из функций менеджмента. Планирование необходимо для нормального функционирования работы фирмы. Планирование - это вид деятельности, направленный на формирование целей, определение их способов достижения, является важнейшим этапом в процессе управления. Существуют различные виды планирования на предприятии: стратегическое, тактическое, оперативное ...

Ординалистский подход к анализу полезности и спроса. Кривые безразличия. Предельная норма замены
В процессе своей жизнедеятельности человек должен питаться, одеваться, защищаться от неблагоприятных погодных условий, противостоять и поддерживать свой организм в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные свои потребности. Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, ...