Состояния нормативно-правовой базы инновационной экономики

Кроме того, в соответствии с Указом Президента РФ от 21.01.2005 N 56с ведется учет государственных контрактов и всех получаемых результатов НИОКР по гособоронзаказу. Для обеспечения государственного учета результатов научно-технической деятельности ведутся соответствующие базы данных и реестр.

Работы по регистрации государственных контрактов и объектов учета (результатов научно-технической деятельности) осуществляются в соответствии со следующими нормативными документами:

Приказ Минобрнауки России от 22.03.2006 N 63 "Об утверждении Методических рекомендаций, необходимых для государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета";

Приказ Минобрнауки России от 22.12.2005 N 312 "Об утверждении форм учетных документов для государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета";

Приказ Роснауки от 29.06.2006 N 82 "О Порядке заполнения машинно ориентированных форм при ведении Единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета".

Приказом Роснауки от 29.06.2006 N 82 организацией, ответственной за ведение Единого реестра, определен Всероссийский научно-технический центр (ВНТИЦ).

ФГУ ФАПРИД в соответствии со своим уставом осуществляет функции правопреемника в части прав на результаты интеллектуальной деятельности военного, двойного и специального назначения (т.е. результатов интеллектуальной деятельности, по сути, не подлежащих приватизации) при приватизации государственных унитарных предприятий.

В то же время, как и в случае с закреплением прав за Российской Федерацией, действующая правовая база обеспечивает правовое регулирование вопросов учета в отношении не всех объектов интеллектуальной собственности, а лишь результатов научно-технической деятельности. Права на результаты научно-технической деятельности в виде научно-технической (конструкторской) документации при этом остаются незащищенными.

Действующий порядок регистрации по всем открытым НИОКР - во ВНТИЦ Минобрнауки России и по НИОКР и результатам научно-технической деятельности оборонного комплекса - в ВИМИ сегодня не соответствует новым экономическим условиям (отсутствуют механизмы сплошной регистрации НИОКР, прежде всего в силу отсутствия гарантий, обеспечения сохранности сведений о результатах интеллектуальной деятельности, не защищенных патентами, - ноу-хау).

Практически повсеместно прослеживается нежелание исполнителей НИОКР сообщать об окончательных результатах работ в соответствующие организации, проходить оценку экспертов-специалистов и обязательную государственную регистрацию, что влечет за собой реализацию отечественных новейших технологий за рубежом без соответствующего учета, как на балансах самих предприятий, так и в системе государственной регистрации России. Так, если в 1980 г. прошли государственную регистрацию 85180 договоров, 115205 результатов интеллектуальной деятельности, 102861 отчет о НИОКР, то через 20 лет годовой объем государственной регистрации существенно снизился соответственно: 12072 (в семь раз), 9872 (в 12 раз), 5780 (в 18 раз). Такой подход вызвал крайне негативные последствия для страны - утечку "мозгов" и технологий, масштабы которой стали угрожать безопасности России.

В соответствии с законодательством РФ полная инвентаризация НИР и ОКР, выполненных за счет средств государственного бюджета, предполагает в том числе:

учет госконтрактов на выполнение НИР и ОКР, в том числе отдельно - госконтрактов с закреплением в них прав на получаемые результаты НИОКР за исполнителем;

учет всех создаваемых в рамках государственного контракта (договора) результатов интеллектуальной деятельности;

учет заявок на выдачу охранных документов на объекты интеллектуальной собственности;

учет ноу-хау;

учет гражданско-правовых договоров о сохранении конфиденциальности сведений, относящихся к результатам интеллектуальной деятельности, заключаемых со всеми работниками (это важно прежде всего в отношении подтверждения прав на ноу-хау);

учет полученных охранных документов на объекты интеллектуальной собственности;

учет заключенных сделок, касающихся прав на объекты интеллектуальной собственности и других результатов научно-технической деятельности;

учет лицензионных договоров (соглашений) о передаче исключительных прав третьим лицам;

учет фактов передачи третьим лицам прав на объекты интеллектуальной собственности, а также конфиденциальной информации о результатах научно-технической деятельности для целей, не связанных с обеспечением федеральных государственных нужд, по лицензионным договорам;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Больше по теме ...

Основы прикладной экономики
Прикладная экономика - это часть экономической науки, изучающая реальные экономические объекты и процессы, призванная обслуживать практическую экономику. Прикладная экономика, ставит перед собой практические задачи предметного анализа хозяйственной деятельности, изучения экономической ситуации, чаще всего относящейся к домашним хозяйствам, предпринимательству, фирмам, предприятиям ...

Основные производственные фонды предприятия
экономический производственный фонд амортизация Основные производственные фонды предприятия составляют часть их материально-технической базы, рост и совершенствование которой является важнейшим условием увеличения объемов товарооборота, прибыли и повышения их технической оснащенности. Особенностью основных фондов является их высокая стоимость и большая продолжительность эксплуатац ...