Состояния нормативно-правовой базы инновационной экономики

Вероятность рейдерских атак на общества, создаваемые в целях внедрения результатов интеллектуальной деятельности, небольшая. Куда выше риски возникновения различного рода споров, связанных с защитой авторских прав и правомерности использования интеллектуальной собственности. Именно на правильность заключения трудовых, лицензионных, сублицензионных договоров, а также на принятие мер защиты интеллектуальной собственности надо обратить особое внимание, чтобы обезопасить себя и свой новый бизнес.

Также проанализируем другие законы, направленные на развития инновационной экономики. В соответствии с Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (письмо Президента РФ от 30.03.2002 N Пр-576) целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов. В соответствии с Основными направлениями целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

В Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года среди основных задач государственной научно-технической и инновационной политики была названы задачи создания эффективной инновационной системы и развития институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок, имеющих прямое, непосредственное отношение к сфере интеллектуальной собственности.

Несмотря на заявленные цели, в практическом плане за последние годы пока не удалось переломить ситуацию и сделать нашу экономику восприимчивой к инновациям.

В рамках проекта "Стратегия развития интеллектуальной собственности в Российской Федерации на 2007 - 2012 годы" сформулированы основные проблемы в этой области, требующие объединения усилий науки, власти и бизнеса.

Анализ современного состояния и условий перехода к инновационной экономике в России позволяет выделить несколько этапов в осмыслении и решении данной проблемы.

На начальном этапе в середине 1990-х гг. основные усилия сводились к увеличению объемов финансирования на НИОКР. В результате при относительном росте федеральных бюджетных расходов на проведение НИОКР за последние семь лет в 10 раз государство финансирует сегодня до 3/4 всех расходов на эти цели в России, тогда как за рубежом доля государства - 1/3 - 1/4, а 3/4 расходов на научные исследования приходится как раз на частный сектор инвестиций. В то же время за Российской Федерацией на 1 января 2007 г. были закреплены права только на 242 объекта интеллектуальной собственности (в основном Росатомом и Минобороны России), тогда как за рубежом опять же обратная картина: при меньшей доле государственного участия в расходах на научные разработки государство имеет за собой патентов на полученные технологии больше, чем в нашей стране. Например, в Великобритании только одно министерство обороны ежегодно получает 50 патентов.

Таким образом, при росте бюджетных расходов на НИОКР полученные результаты интеллектуальной и научно-технической деятельности в большинстве своем остаются полуфабрикатами, не готовыми для коммерциализации и внедрения в экономику на легальной основе.

На следующем этапе упор был сделан на организацию учета результатов интеллектуальной деятельности и результатов научно-технической деятельности.

В частности, сегодня ведутся следующие реестры государственной собственности:

) реестр сведений о федеральном имуществе, формируемый в соответствии с Положением об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447;

) единый реестр результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, формируемый в соответствии с Положением о государственном учете результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.02.2002 N 131;

) единый реестр результатов научно-технической деятельности, формируемый в соответствии с Положением о государственном учете результатов НИОКР гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.05.2005 N 284.

Если в реестре федерального имущества учитываются нематериальные активы федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, то в единые реестры включаются результаты НИОКР, которые не закреплены за федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Больше по теме ...

Основные функции и цели предприятия в условиях рынка
В условиях рынка по сравнению с плановой экономикой меняются закономерности функционирования предприятий, принципы управления и планирования, по-новому расставляются приоритеты в хозяйственной деятельности предприятий. Рынок становится основным ориентиром работы предприятий. Именно учет запросов рынка позволяет предприятию достигать своей цели - получение прибыли. С рынком пре ...

Основные производственные фонды предприятия
экономический производственный фонд амортизация Основные производственные фонды предприятия составляют часть их материально-технической базы, рост и совершенствование которой является важнейшим условием увеличения объемов товарооборота, прибыли и повышения их технической оснащенности. Особенностью основных фондов является их высокая стоимость и большая продолжительность эксплуатац ...