Социально ориентированная модель рыночной экономики республики Беларусь: особенности функционирования и перспективы развития

Целью законодательной базы Республики Беларусь по социальной защите являются недопущение снижения жизненного уровня населения, и прежде всего наименее защищенных категорий (пенсионеров по возрасту, инвалидов, многодетных и неполных семей), повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на защиту населения.

Основополагающую роль в социальной политике играет закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» (1995г.), в котором закреплена система государственного социального страхования как основная форма социального обеспечения граждан. В ней определено место пенсий и пособий.

Законодательством Республики Беларусь установлены основные виды государственных пенсий: трудовые и социальные. На финансирование пенсионных выплат направляется до 10 % ВВП.

По социально-правовым основаниям обеспечения в Беларуси выделяются следующие важнейшие виды пособий: по временной нетрудоспособности; семьям, воспитывающим детей; по безработице; на погребение [18].

Перспективы развития. Беларусь сделала выбор в пользу эволюционного развития, отказавшись от шоковой терапии и обвальной приватизации. За годы созидательной практики сложилась белорусская модель социально-экономического развития, которая сочетает преимущества рыночного хозяйства с эффективной социальной защитой. Активная социальная политика и очевидные успехи в экономике позволили Беларуси занять согласно данным, рассчитываемым ООН, самое высокое место среди стран СНГ по индексу человеческого развития, учитывающему уровень жизни населения, его образованность и продолжительность жизни.

В минувшем пятилетии (2006-2010 гг.), несмотря на отрицательное воздействие на экономику мирового финансово-экономического кризиса в 2008-2009 гг., было достигнуто множество положительных результатов. Среднегодовой рост ВВП в Беларуси составил около 8% (выше этот показатель только у 12 стран), инвестиции в экономику достигли 72 млрд. долларов (при 20 млрд. долларов за предыдущее пятилетие), сохранены трудовые коллективы, не была свернута ни одна социальная программа, на передовой уровень выведено отечественное здравоохранение, весомую государственную поддержку получили пенсионеры и инвалиды, на 75% выросли реальные денежные доходы населения. Уровень безработицы находился в социально допустимых пределах - 0,8-0,9% экономически активного населения.

Вместе с тем в ходе реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь в истекшей пятилетке не удалось в полной мере решить ряд проблем, которые оказывают сдерживающее влияние на динамичное социально-экономическое развитие страны. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики, выражающаяся в высоких импортоемкости, материалоемкости и энергоемкости выпускаемой продукции, относительно низкой производительности труда и, как следствие, недостаточной конкурентоспособности продукции отечественного производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается объем привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций к инновациям.

Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года №136 утверждена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011- 2015 годы.

Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Достижение поставленной цели будет осуществляться через реализацию следующих приоритетных направлений:

§ развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни,

§ укрепление здоровья граждан и повышение качества образования; радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств;

§ стимулирование предпринимательства и деловой инициативы;

§ рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;

§ развитие импортозамещающих производств;

§ устойчивое развитие регионов;

§ строительство качественного и доступного жилья;

§ повышение эффективности агропромышленного комплекса.

Основными задачами социальной политики государства являются повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Больше по теме ...

Организация работы блинной на 60 мест
Общественное питание представляет собой отрасль народного хозяйства, основу которой составляет предприятия, характеризующиеся единством форм организации производства и обслуживания потребителей и различающиеся по типам, специализации. Развитие общественного питания: · дает существенную экономию общественного труда вследствие более рационального использования техники ...

Организация работы участка по ремонту топливной аппаратуры дизельного двигателя для автомобилей ЗИЛ 534340 в количестве 105 единиц
Автомобильная промышленность в России, непрерывно совершенствуя свою продукцию, обеспечивает народное хозяйство разнообразными перевозочными средствами, при этом резко возрастает доля специализированного подвижного состава. Следовательно, нужно не просто много новых, но в первую очередь качественно новых предприятий типа КамАЗ, ЗИЛ для автопоездов, а также для автобусных и таксомо ...