Социально ориентированная модель рыночной экономики республики Беларусь: особенности функционирования и перспективы развития

· мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

· общегосударственные программы по социальной защите населения;

· другие общегосударственные целевые программы;

· затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью;

· государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;

· национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы;

· образование резервных и государственных целевых бюджетных фондов;

· выдача займов, ссуд, дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, областным бюджетам и бюджету города Минска;

· расходы на развитие рыночной инфраструктуры;

· другие расходы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений [17].

Налоговая политика Республики Беларуси акцентируется на обеспечении максимальной полноты сбора налоговых поступлений и реализации фискальной функции, и в то же время мало внимания уделяется развитию стимулирующей функции налогообложения. В целом, налоговая система Республики Беларусь не соответствует мировым стандартам (несоответствие количества и состава налогов, высокая налоговая нагрузка на экономику и т.д.) и требует дальнейшего совершенствования.

Реализованные за истекший период 2010 года мероприятия в области налоговой политики направлены на радикальное упрощение налоговой системы Республики Беларусь.

В рамках работы по дальнейшему реформированию налоговой системы с целью ее упрощения и сближения по составу налогов с налоговыми системами развитых стран принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». В отношении основных налогов Закон предусматривает упрощение порядка их исчисления и уплаты.

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мероприятий Центрального банка (ЦБ), регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк РБ является основным органом валютного регулирования в Республике Беларусь.

Национальный банк - центральный банк Республики Беларусь - действует исключительно в интересах нашей страны. Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.

Основными целями деятельности Национального банка являются:

− защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

− развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

− обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы [15, с.182].

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на формирование условий стабильного экономического развития республики, выполнение показателей социально-экономического развития страны, повышение благосостояния населения, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.

. Антимонопольное регулирование - это совокупность мер по противодействию монополистической деятельности, содействию развитию конкуренции, защите прав потребителей;

. Дерегулирование экономики - совокупность мер по обеспечению увеличения доли негосударственной формы собственности, объема рыночных механизмов, снижения объемов государственного регулирования для достижения эффективности функционирования экономики. Основной формой дерегулирования в Республике Беларусь является приватизация.

В Республике Беларусь проводится активная социальная политика, целью которой является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и сокращение бедности. В процессе трансформационного перехода по сравнению с многими другими странами, вставшими на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось не допустить значительных негативных явлений в социальной сфере, связанных с безработицей, резким расслоением населения по уровню доходов, снижением доступности услуг здравоохранения и образования и др.

В рамках выбранной страной социально ориентированной рыночной модели отношений правительство стремится решить задачи, направленные на: создание экономических и правовых условий для повышения трудовой активности, развития деловой инициативы трудоспособного населения; улучшение демографической ситуации с целью расширенного воспроизводства населения страны; достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения; обеспечение конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; защиту прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи, инвалидам.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Больше по теме ...

Основные пути решения глобальной энергетической проблемы
Энергетика является одним из базовых секторов мировой экономики, обеспечивающих необходимые условия для жизнедеятельности человека. В течение последнего десятилетия потребление энергоресурсов увеличилось на 1/4, тогда как совокупный валовой внутренний продукт вырос более значительно - на 42%, что отражает качественный прогресс в сфере производства - происходило снижение его энерго ...

Организация цеха по производству булочно-кондитерских изделий ОАО Продтовары
Хлебопекарное производство - одна из важнейших отраслей пищевой промышленности почти всех стран мира. Потребность человека в хлебе составляет в среднем 300-500 г в сутки и зависит от национальных особенностей, экономических факторов, характера труда. Хлебопекарная промышленность Беларуси сформировалась к концу ХХ века в крупнейшую отрасль производства пищевых продуктов, способную ...