Социально ориентированная модель рыночной экономики республики Беларусь: особенности функционирования и перспективы развития

· республиканские отраслевые органы государственного управления;

· местные исполнительные и распорядительные органы (исполкомы);

· институциональные структуры (законодательные органы, банки, биржи и т.д.).

В систему Центральных экономических органов управления входят республиканские министерства: Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Министерство труда и социальной защиты и др.

Ведущее место в системе органов прогнозирования и планирования занимает Министерство экономики, которое осуществляет разработку и реализацию экономической политики государства.

Министерство экономики обеспечивает проведение системного анализа и на его основе дает оценку состояния социально-экономического развития. При Министерстве экономики функционирует научно-исследовательский экономический институт (НИЭИ), который является основным исполнителем и разработчиком государственных прогнозов и программ.

Министерство финансов выполняет задачи по формированию финансовых отношений в Республике Беларусь, мобилизации денежных средств и их эффективному использованию. Важнейшие функции Минфина:

− формирование республиканского и местных бюджетов;

− сохранение внебюджетных фондов;

− распределение и использование финансовых ресурсов.

Министерство по налогам и сборам и его территориальные органы обеспечивают функции, связанные с регулированием налогов и сборов в республике.

Министерство труда и социальной защиты обеспечивает регулирование и формирование трудовых отношений и социальных процессов.

Национальный статистический комитет и его территориальные органы обеспечивают единообразие учета и статистики всех субъектов хозяйствования. Представляют систематически информацию о развитии социально-экономических процессов в Республике Беларусь.

Государство в условиях сформированной рыночной экономики оставляет за собой только приоритетные направления государственного регулирования, без которых невозможно существование общества.

Функции государственного регулирования национальной экономики совпадают с функциями государства, среди них обычно выделяют: направляющая и координирующая; распределительная и перераспределительная; стимулирующая и контрольная функции.

При переходе к рыночной экономике выполняемые государством функции должны постепенно сокращаться, для чего требуется правильно определить цели и приоритеты. За государством должны сохраняться следующие функции:

· эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование;

· формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включая эффективное функционирование финансовых учреждений;

· обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника;

· обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования;

· поддержка социально-незащищенных групп населения;

· развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;

· формирование производственной, социальной и экологической инфраструктур общегосударственного значения;

· проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей;

· реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;

· создание правовой базы рыночных отношений, развитие институциональной инфраструктуры, разработка и реализация стратегии социально-экономического развития.

Государственное регулирование может осуществляться различными методами и в различных формах. Методами государственного регулирования экономики являются:

) правовые методы, заключающиеся в разработке и реализации законов и нормативных актов, обеспечивающих функционирование рыночного хозяйства, а также дополнительных законодательных актов по обеспечению процессов переходного периода (например, по приватизации госсобственности, поддержке предпринимательства);

) административные методы, основанные на силе государственной власти и включающие меры запрета, разрешения, принуждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.п. Административные методы воздействуют на экономику прямо;

) экономические методы, заключающиеся в косвенном воздействии на экономику через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную, налоговую систему. Они включают: введение или отмена налогов, льготы по налогам, порядок начисления амортизации основных средств, государственный заказ, кредитование на льготных условиях и др. [15, с.172].

В системе мер государственного регулирования экономики Республики Беларусь выделяются относительно самостоятельные формы регулирования, каждая из которых может включать в себя разнообразное сочетание методов регулирования экономики. Основные формы государственного регулирования экономики:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Больше по теме ...

Основные направления государственной политики РФ в области занятости
Всё большую актуальность в условиях глобализации национальной экономики и демографического кризиса в России обретает вопрос о трудовых ресурсах. Происходящие рыночные преобразования в российской экономике, изменяя всю сферу общественного воспроизводства в целом, оказывают, тем самым, определённое воздействие и на социально-трудовые отношения в нашей стране. В связи с этим для ...

Перспективы развития предприятия ЧУП СпецАвтоМастер в Республике Беларусь
Самой историей доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства. В настоящее время в экономике Беларуси ключевым источником роста э ...