Многообразие моделей рыночной экономики на примере США, Германии, Швеции, Японии, Китая

· социальная ориентация экономики, существенный патернализм (отеческое отношение) государства реализуется по отношению ко всем членам общества, обеспечивая таким путем гарантии определенного уровня удовлетворения потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры, в жилье;

· направленность регулирования на поддержание свободной конкуренции, уменьшение концентрации капиталов в немногих руках, создание новых хозяйственных единиц;

· регулирование занятости населения с ориентацией на минимизацию безработицы; большой удельный вес госбюджета в ВВП (хотя ФРГ находится в середине развитых капиталистических стран по этому показателю); регулирование экономики в основном через кредитно-денежную политику, а не бюджетно-финансовую [6, с.123].

В целом, в соответствии с полученным общим индексом регулирования экономики (при значении индекса 0 - государство не вмешивается в экономику, 100 - государство полностью регулирует экономику) Германия находится на 22 месте (50 баллов) из 28 стран, пропустив далеко вперед такие страны, как Новая Зеландия (23 балла), США (24 балла) и Великобритания (26 баллов). При подсчете общего индекса, наряду с регулированием рынка труда, учитывались также рамочные условия работы на товарном и финансовом рынках, а также в образовательном и исследовательском секторах.

Правительство ФРГ преследует цель разгрузить предприятия и граждан от излишней бюрократии и связанных с ней издержек, высвободив тем самым ресурсы для инноваций и инвестиций.

Проводится работа по законодательному облегчению давления на малый бизнес в следующих областях:

· статистической, справочной документации и бухгалтерского учета;

· ускорения и упрощения лицензирования при осуществлении внешнеторговых операций;

· сокращения и упразднения двойных проверок;

· унификации пороговых величин [8].

Особенностью немецкой модели является регулирование экономики через кредитно-денежную политику. Воздействие на уровень цен, структуру спроса и предложения проводится не через налоговую систему, а через поддержание оптимального сочетания между величиной совокупного ссудного капитала и капитала, занятого в промышленности, и связанной с этим величиной процента.

Важным каналом регулирования рынка является валютно-финансовое регулирование, осуществляемое через поощрение экспорта как источника валюты и содействие импорту, обеспечивающему благоприятный валютный курс марки.

Специфика германской модели проявляется и в бюджетно-налоговой политике. Размеры налогов и госбюджета увязываются с ростом экономики. Налоговая политика направлена на сдерживание чрезмерного роста экономики и ставит задачу не перераспределения, а замораживания инфляционных доходов.

В координации и осуществлении экономической и финансовой политики государства участвуют следующие органы:

Конъюнктурный совет государственных органов;

Совет финансового планирования;

Экспертный совет по оценке общеэкономического развития.

Регулирующие функции в области экономики от имени государства выполняют ряд министерств и ведомств ФРГ и, в первую очередь, Федеральное министерство экономики и технологий, Министерство финансов и Министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Германии [5, с.127].

Для решения задач государственной экономической политики Правительство ФРГ привлекает как государственные органы власти (федеральные и земельные министерства и ведомства), так и общественные организации и объединения (отраслевые союзы и ассоциации, торгово-промышленные палаты, институты экономических исследований, экспертные советы и т.д.). В данном случае общественные организации и объединения выполняют посредническую функцию и являются связующим звеном между государством и предпринимателями. В качестве поддержки предпринимателей со стороны государства могут служить постоянные консультации между правительством, предпринимателями и профсоюзами. А правительство, в свою очередь, использует выкладки и оценки союзов и институтов экономических исследований при выработке ежегодных прогнозов развития страны на макроэкономическом уровне.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Больше по теме ...

Планирование повышения производительности труда на предприятии
В данной дипломной работе рассматривается тема планирования повышения производительности труда на предприятии. Производительность труда является одним из важнейших показателей эффективности производства. От ее систематического роста зависят как успехи в развитии экономики, так и повышении жизненного уровня населения. Именно поэтому важным, особенно при переходе Украины к рыночно ...

Основные направления повышения производительности труда ОАО Пензцемент
В условиях рыночной экономики экономическим субъектам необходимо оперативно реагировать на быстроменяющуюся среду и успешно руководить трудовыми, техническими, финансовыми и другими процессами производственной деятельности. Поэтому необходимо более детально и подробно изучать используемые при анализе методы оценки хозяйственной деятельности. Особое внимание уделяется проблеме пр ...