Модели рыночной экономики и их критериальные характеристики

Экономические функции государства предельно ограничены. Среди доминирующих методов косвенного государственного регулирования национальной экономики широко используются инструменты денежно-кредитной политики [2, с.525].

В социально-ориентированной модели национальная экономика рассматривается лишь как часть более обширной социально-экономической и правовой системы. В хозяйственной жизни предполагается активное и непосредственное участие государства. Базисом выступает «смешанная экономика».

Основополагающими принципами социальной рыночной экономики выступают:

♦ единство рынка и усилий государства (координационный механизм смешанного типа);

♦ защита свободной конкуренции;

♦ социальное партнерство труда и капитала.

Единство рынка и государства предполагает активное присутствие последнего в тех секторах, где рыночное саморегулирование традиционно дает заметные сбои. Прежде всего государство активно вмешивается в социальную сферу. Ее укрепление (уровень образования, состояние научных исследований, социальное обеспечение, здравоохранение, состояние окружающей среды, качество рабочей силы) рассматривается как один из современных источников экономического роста. Важнейшей задачей государственной социальной политики признается регулирование занятости населения и сокращение безработицы.

Конкуренция рассматривается как важнейшая предпосылка обеспечения не только высокой эффективности рыночного механизма, но и социальной справедливости. Каждый член общества, имеющий желание заняться предпринимательской деятельностью, должен иметь такую возможность. В условиях свободной конкуренции каждый собственник получает справедливый пофакторный доход (зарплата, прибыль, процент). Конкуренция ограничивает рост цен и обеспечивает для населения доступность товаров и услуг.

Социальное партнерство трактуется как ведущий принцип социальной рыночной экономики. Первейший объект такого сотрудничества - справедливая сделка между продавцами и покупателями рабочей силы, поддержание обоснованного национального уровня заработной платы. Идея терпимости и поиска компромисса между социальными группами, объективно предрасположенными к конфронтации, отражает высокий уровень развития национального сознания.

В рамках социально-ориентированной экономики, возникшей на месте краха тоталитарных диктатур (Германия) или в рамках эволюции традиционных рыночных экономик (Франция), в свою очередь выделяют три основные модели:

1) германскую или рейнскую модель рыночной экономики (Германия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Шв рия, отчасти Франция);

2) англосаксонскую модель (Великобритания, Ирл Канада);

3) средиземноморскую модель рыночной экономики (Греция, Испания, Италия).

В качестве критериев, которые используются правкой классификации, выступают: а) роль и значение в номическом развитии социальных ориентиров; б) полнота социальных функций государства; в) масшт присутствия в национальной экономике государственного сектора.

Социально-демократическая модель предполагает довольно значительную роль государства в экономике, особенно с точки зрения социальной защиты населения. Основой скандинавской экономики остается частная собственность, индивидуальное предпринимательство. Доля частного сектора в экономике составляет около 85%, а на долю государства, соответственно, приходится менее 15%. Основной задачей государства в скандинавской модели экономики является отнюдь не национализация частного капитала, не прямое вмешательство в экономику, а перераспределение созданного сильным и эффективным частным сектором совокупного общественного продукта [1, с.140].

Основной смысл скандинавской модели заключается в сохранении различных и равноправных форм собственности (частной, государственной, коммунальной, кооперативной) с абсолютным преобладанием частной собственности. Государство в такой системе не владеет, а распоряжается средствами производства, перераспределяя через налоговую систему доходы, полученные в частном секторе экономики. Государство также осуществляет весьма строгий законодательный контроль за деятельностью частного бизнеса, следит за соблюдением законов, принятых с учетом интересов всех членов общества.

Финансовой основой скандинавской социал-демократии является государственный бюджет, который предполагает достаточно высокий уровень государственных расходов, для финансирования которых установлен достаточно высокий уровень налогового бремени. Таким образом, государственный сектор скандинавской экономики - это отнюдь не тотальное государственное регулирование и контроль, полномасштабная государственная собственность, а перераспределение государством ВВП через налоговую систему для достижения принципа социальной справедливости.

Такая модель присуща экономике стран северной Европы и прежде всего скандинавским странам. Теоретическую основу социал-демократической, или скандинавской, модели рыночной экономики образует концепция «всеобщего благосостояния» (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия), которая была выдвинута в 50-е годы прошлого века.

Перейти на страницу: 1 2 3

Больше по теме ...

Планирование и прогнозирование как процесс
Чтобы эффективно управлять народным хозяйством или любым его структурным звеном, необходимо четко знать, какими должны быть воздействие на экономику и его последствия. В странах с развитой рыночной моделью экономики прогнозирование и планирование являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Нацелено применяя такой инструмент, эти страны, как извес ...

Ординалистский подход к анализу полезности и спроса. Кривые безразличия. Предельная норма замены
В процессе своей жизнедеятельности человек должен питаться, одеваться, защищаться от неблагоприятных погодных условий, противостоять и поддерживать свой организм в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные свои потребности. Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, ...