Модели рыночной экономики и их критериальные характеристики

Карту мира по признаку взаимодействия государства и рыночной экономики нельзя понять без типологизации национальных примеров такого взаимодействия, т.е. страновых или национальных моделей. Термин «страновая или национальная модель» был введен в обиход относительно недавно, в последние 25 - 30 лет.

Понятие «модель» имеет две трактовки: узкую и широкую. В узком плане модель - это образец, служащий эталоном для воспроизводства. В широком - это схематическое описание какого-либо явления или процесса.

Применительно к стране это понятие используют в том случае, если социально-экономическое и политическое развитие того или иного государства в течение долгого времени демонстрирует мировой общественности стабильность ключевых оценок и параметров, заложенных в основу данной модели. А если воспроизводство этих параметров неустойчиво, постоянно нарушается - тогда данная модель либо модифицируется, либо полностью трансформируется в какую-то другую. Не менее важным компонентом понятия «страновая модель» является ее специфика. Именно она дает возможность сравнивать одну страну с другой, проводить межстрановый анализ, де лать выводы.

Таким образом, национальная модель экономического развития - это результат длительного исторического развития, совокупность самых различных элементов, формирующих целостность национального хозяйства и механизмов. По своему характеру эти элементы являются природно-естественными, технологическими, социально-экономическими, политическими, социокультурными, историческими, конфессиональными, психологическими. Поэтому страновая модель всегда уникальна. Простое механическое ее воспроизводство из одной страны в другую просто бессмысленно [1, с.137].

Критерии сравнения страновых моделей многочисленны. К ним относятся:

· соотношение форм собственности на ресурсы и средства производства;

· уровень развития и формы организации рыночной среды в целом и ее отдельных сфер;

· границы и методы государственного воздействия на свою национальную экономику;

· цели и средства проводимой экономической политики;

· источники и масштабы финансирования экономики, ее инновационный механизм;

· структура капиталов;

· система управления и организации труда на производстве;

· степень открытости национальной экономики;

· динамика, структура, управление внешнеэкономическими связями.

Эффективность той или иной экономической модели определяется многими обстоятельствами, но, пожалуй, самое главное - способность к изменениям в мировой ситуации, гибкость принимаемых в экономике решений, показатели экономического роста и благосостояния населения.

При всей своей устойчивости каждая национальная экономика имеет свой жизненный цикл. Достаточно длительные (обычно не менее 10 лет) периоды стабильного и динамического роста той или иной страны, сопровождающегося прогрессивными преобразованиями в структуре экономики и ростом благосостояния, иногда называют «экономическим чудом». Примеров тому много - так говорили о Германии второй половины XX в., о Мексике и Бразилии периода 60-70 гг. XX в. Несколько позже такому определению соответствовали страны Юго-Восточной Азии: Сингапур, Гонконг, Тайвань, Южная Корея и другие.

Национальные модели конца XX в. есть модели рыночной экономики с заметным уровнем государственного регулирования. Отсюда понятно появление второго широко известного термина - «смешанная экономика», которое не сводится ни к «чистому» рынку, ни к «чистой» плановой системе. Этот термин применим только к странам высокоразвитым, и прежде всего - к странам Западной Европы, где непременным атрибутом «смешанной экономики» является хорошо развитое гражданское общество.

В свою очередь, в группе развитых стран можно выделить три страновых модели рыночной экономики:

· либеральную;

· социально-ориентированную;

· социально-демократическую.

Рисунок 1 - Основные модели рыночной экономики

Для либеральной модели характерны следующие черты:

♦ абсолютное преобладание частной собственности;

♦ законодательное обеспечение максимальной свободы субъектов рынка;

♦ ограничение сферы государственного вмешательства - за исключением макроуровня;

♦ относительно небольшая доля госбюджета в ВВП.

Для либеральной модели рыночной экономики характерно соблюдение принципа «свободной игры рыночных сил». То, что выгодно частному предпринимателю, автоматически объявляется выгодным всему обществу. Стремление до минимума снизить налоговую нагрузку на предпринимателя сопровождается сокращением государственных программ социальной помощи.

Социальная политика государства выстраивается исходя из того, что каждый трудоспособный член общества должен сам стремиться заработать на себя, на свою семью и на свою старость. Для малообеспеченных слоев населений приемлемый уровень жизни обеспечивается за счет устойчивого экономического роста. Значительные средства на помощь бедным, на финансирование здравоохранения, образования и другие социальные цели выделяются лишь после того, как обеспечен заметный прирост «национального пирога».

Перейти на страницу: 1 2 3

Больше по теме ...

Основные направления повышения производительности труда ОАО Пензцемент
В условиях рыночной экономики экономическим субъектам необходимо оперативно реагировать на быстроменяющуюся среду и успешно руководить трудовыми, техническими, финансовыми и другими процессами производственной деятельности. Поэтому необходимо более детально и подробно изучать используемые при анализе методы оценки хозяйственной деятельности. Особое внимание уделяется проблеме пр ...

Основные фонды предприятия
Формирование рыночных отношений предполагает конкурентную борьбу между различными производителями, победить в которой смогут те из них, кто наиболее эффективно использует все виды имеющихся ресурсов. В материальном производстве выделяются две стороны: производительные силы и производственные отношения, образующие в своем единстве способ производства данного общества. Производ ...