Альтернативные концепции ГРЭ

Главным идеологом активного вмешательства государства в экономику стал известнейший английский экономист Кейнс. Кейнсианская политика ставила своей целью контроль над общим спросом и его регулирование таким образом, чтобы он находился в соответствии с общим предложением при достижении полной и высокой занятости населения. Модель Кейнса предусматривала стимулирование совокупного спроса путем побуждения к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и некоторое перераспределение через бюджет национального дохода в пользу неимущих. Основными инструментами регулирования в модели Кейнса были государственный бюджет, дефицитное финансирование экономики, а также манипулирование учетной ставкой процента. Целевые приоритеты модели Кейнса - занятость и стабильность экономического роста, а инструменты - государственный бюджет и кредитно-денежная политика. Кейнс и его последователи исходят из того, что чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, и именно поэтому требуется вмешательство государства. Доктрина Кейнса нашла наиболее полное применение в США, показав нам хорошую результативность.

Проитивники же кейнсианской школы были сторонники неоклассической теории. Они исходят из постулата о тенденции капиталистической экономики к равновесию, устойчивости и стабильности. Они утверждают, что рынок и конкуренция, гибкость цен - лучшие механизмы установления экономического равновесия. Они подчеркивали инфляционный характер кейнсианских рецептов дефицитного финансирования. “Восстание” против Кейнса возглавил американский экономист Милтон Фридман. Он разделял концепцию экономического роста Смита и подвергает критики идею государственного регулирования. Опору он видит в свободной конкуренции и предпринимательстве. Особенно резко Фридман выступает против вмешательства государства в денежное обращение.

Сторонники неолиберальных концепций считают, что надо отказаться от кейнсианских рецептов антициклического регулирования, ведущих к резким колебаниям денежной массы, и перейти на строгое регулирование денег в обращении независимо от конъюнктуры. Денежная масса должна увеличиваться лишь в соответствии с долгосрочным темпом роста национального дохода. Выступая против роста доходов государства, они считают, что лучшее, что может сделать государство, это сократить собственные доходы и расходы и снизить налоги.

Заключение

Рынок не может создать достаточно благоприятные условия для всех участников воспроизводственного процесса. Поэтому невмешательство государства в экономику немыслимо.

Рынок при всем его позитивном значении не является идеальным механизмом: он имеет как положительные, так и негативные моменты (монополизм, инфляция, кризисы, безработица). Рыночный механизм ведет к существенному подъему экономики, но сопровождается и значительными спадами и кризисами. Поэтому естественно, что государство стремится разработать механизм прогнозирования и программирования рынка.

В результате должен быть осуществлен переход к системе, где рынок регулирует деятельность предприятий и фирм, а государство - функционирование рынка в соответствии с его законами. Это означает минимум вмешательства государства в деятельность предприятий и рынка. Данное вмешательство осуществляется через механизм государственного регулирования экономики. При этом механизм государственного регулирования должен отвечать интересам не только государства, но и интересам предприятий, фирм и работников.

Государственное регулирование экономики - воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц; осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов.

Государственное регулирование в широком смысле слова включает прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет, контроль.

Государственное регулирование имеет место как в централизованно управляемой экономике, так и в рыночной экономике, но формы регулирования существенно различаются; в централизованной экономике упор делается на директивное планирование и администрирование, а в рыночной - на бюджетирование, налогообложение, кредитование, государственные закупки, законодательные ограничения.

Перейти на страницу: 1 2 3

Больше по теме ...

Основные фонды
Как известно, рыночные реформы определенным образом изменяют формы и методы управления торговыми предприятиями, и в частности, радикально изменяют подходы и методы в управлении финансами. В условиях рынка возникает необходимость более активного использования методов финансового менеджмента, обусловленная высоким уровнем неопределенности внешней среды, которая влияет на увеличени ...

Основные приоритеты аграрной политики России
Составной частью государственной экономической политики является научно обоснованная аграрная политика, важнейшее условие стабилизации и эффективного развития АПК, основной фактор обеспечения продовольственной безопасности страны. В современных условиях актуальной проблемой является разработка новой стратегии и приоритетов аграрной политики, которая в ближайшие годы должна обес ...