Методы государственного регулирования экономики

Для каждой страны набор инструментов и степень вмешательства государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран.

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям.

Различаются методы прямого и косвенного влияния.

Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

Методы государственного регулирования классифицируются и по критерию организационно-институциональному. Здесь различают административные и экономические методы. Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер - создание определенных “правил игры” в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов.

Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг.

Прямые административные методы могут быть представлены следующим образом:

­ принятие законодательно-нормативных документов, положений;

­ управление государственной собственностью, в том числе:

§ управление предприятий государственного сектора;

§ государственную казну;

§ государственные инвестиции;

§ государственные кредиты;

§ субсидии;

­ лицензирование и квотирование;

­ применение санкций;

­ охрана окружающей среды;

Прямые экономические методы - это:

­ формирование и использование бюджета;

­ формирование налоговой политики;

­ формирование амортизационной политики;

­ определение нормы банковского резерва;

Косвенные экономические методы можно представить как:

­ целевое программирование;

­ установление минимальной заработной платы;

­ регулирование цен на некоторые виды товаров и услуг;

­ антимонопольная политика, защита конкуренции.

­ государственное экономическое прогнозирование;

­ индикативное планирование;

­ регулирование налоговой системы;

­ кредитно-денежные инструменты;

­ валютные рычаги;

­ социальная политика;

­ внешнеэкономические формы воздействия.

Жесткое разграничение экономических и административных методов несостоятельно, так как порой и административные и экономические методы несут в себе черты того и другого. Прибегая, например, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д. Или влияние налогов и кредитных ставок как экономических мер скажется на экономическом поведении только после того, как будет принято административное решение об изменении тех и других.

Особое место среди средств государственной экономики играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ними обращение и реализация скрытых резервов.

Суть такого регулирования заключается в изменения ставки и порядка амортизационного списания, когда государство определяет часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путём включения в издержки производства, и затем, перечислено в амортизационный фонд денежного финансирования новых капиталовложений.

Перейти на страницу: 1 2

Больше по теме ...

Основные пути решения глобальной энергетической проблемы
Энергетика является одним из базовых секторов мировой экономики, обеспечивающих необходимые условия для жизнедеятельности человека. В течение последнего десятилетия потребление энергоресурсов увеличилось на 1/4, тогда как совокупный валовой внутренний продукт вырос более значительно - на 42%, что отражает качественный прогресс в сфере производства - происходило снижение его энерго ...

Экономическая характеристика Муниципального автотранспортного предприятия г. Хабаровска ХПАТП №1
Общая характеристика предприятия ...