Износ и амортизация основного капитала

В процессе эксплуатации или бездействия основной капитал подвергается износу. Износ понимается неоднозначно. С одной стороны, он рассматривается как функция времени использования основных фондов (физический износ), а с другой - как следствие процессов научно-технического развития (моральный износ).

Физический износ - это материальное изнашивание основного капитала, постепенная потеря его первоначального качества и потребительской стоимости, физических, механических, химических и других свойств. Различные виды капитала изнашиваются в разные сроки. Величина физического износа капитала зависит от первоначального качества основных фондов, интенсивности и характера их эксплуатации и условий хранения. Чем выше нагрузки, тем быстрее он изнашивается. Значительно меньший износ тех машин, на которых работают рабочие высокой квалификации.

Факторы физического износа основного капитала классифицируются на: 1) обусловленные качеством средств труда (надежность, технологичность, устойчивость к коррозии);

) определяемые производственными условиями (температурный режим, агрессивность среды, степень нагрузки при эксплуатации, уровень квалификации рабочих, соответствие техническим требованиям использования, организация ремонтных работ);

) природные, объективные (влажность, атмосферное давление, температура воздуха и их колебания).

Для оценки степени физического износа капитала применяются стоимостный, экспертный и нормативный методы. Стоимостный метод основан на определении соотношения затрат на воспроизводство основного капитала к восстановительной его стоимости. Экспертный метод основан на оценке экспертами фактического технического состояния объекта. Нормативный метод базируется на сравнении фактического и нормативного сроков эксплуатации соответствующих объектов. Коэффициент физического износа основного капитала по методу сравнения сроков службы определяется по формуле (приложение7).

Под моральным износом основного капитала понимается уменьшение его стоимости до окончания срока службы вследствие снижения затрат на его воспроизводство по мере того, как новые виды капитала начинают производиться дешевле, имеют более высокую производительность и технически более совершенны. Поэтому применение морально устаревших машин и оборудования становится экономически невыгодным в результате их низкой производительности и более высокой стоимости. Различают две формы морального износа основного капитала. П е р в а я характеризуется уменьшением стоимости воспроизводства средств труда по причине появления более эффективных способов их изготовления. В этом случае машины тех же конструктивных свойств и эксплуатационных характеристик производятся дешевле и переносят меньшую стоимость на готовый продукт. В т о р а я форма морального износа связана с производством новых, более совершенных и производительных средств труда, применение которых обеспечивает прирост производительности оборудования, экономического эффекта капитала.

Факторами морального износа основного капитала являются: научно-технический прогресс; применение на родственных предприятиях более производительных машин и оборудования; ускорение промышленного развития; активизация инновационной деятельности по созданию новых, более совершенных средств труда, которые отличаются улучшенными качественными характеристиками по сравнению с действующими программами - производительностью, технологичностью, надежностью. Определить моральный износ основного капитала первой формы можно по формуле(приложение 8).

Перейти на страницу: 1 2 3

Больше по теме ...

Особенности управления имуществом областных унитарных предприятий Оренбургской области
управление имущество унитарный оренбургский В условиях Российской Федерации переход к рынку сопровождается для многих предприятий попаданием в зону хозяйственной неопределенности и повышенного риска, так как именно имущество дает гарантию независимости и надежности предприятия. Большинство хозяйствующих субъектов стало перед необходимостью объективной оценки своих активов. Одним ...

Организация работы участка по ремонту топливной аппаратуры дизельного двигателя для автомобилей ЗИЛ 534340 в количестве 105 единиц
Автомобильная промышленность в России, непрерывно совершенствуя свою продукцию, обеспечивает народное хозяйство разнообразными перевозочными средствами, при этом резко возрастает доля специализированного подвижного состава. Следовательно, нужно не просто много новых, но в первую очередь качественно новых предприятий типа КамАЗ, ЗИЛ для автопоездов, а также для автобусных и таксомо ...