Понятие и задачи анализа товарооборота и товарных запасов

Товарооборот относится к числу важнейших народнохозяйственных показателей. Он отражает экономические и социально - экономические процессы, происходящие в жизни страны. Товарооборот тесно связан со многими показателями развития народного хозяйства, с государственным бюджетом, денежным обращением.

В сфере товарного обращения товарооборот влияет на другие показатели деятельности предприятия, в частности на товарные запасы и их оборачиваемость, издержки обращения, прибыль и рентабельность, производительность труда и т.д. Вместе с тем он сам испытывает известное воздействие товарных запасов, трудовых и денежных затрат, состояния материальной базы предприятия и т.п. [1, c. 218]

Товарооборот - сложный и многогранный показатель.

Статистический учет товарооборота базируется на первичном бухгалтерском учете готовой продукции и денежной выручки. Показатель общего объема товарооборота является строго документированным, соответствующим сумме денежной выручки (наличной и безналичной) и потому вполне достоверным.

В качестве основных задач, стоящих перед статистикой товарооборота, можно выделить следующие [2, c. 327]:

определение объема товарооборота по предприятию в целом и по отдельным группам товаров;

контроль за ходом выполнения плановых показателей;

изучение покупательского спроса населения и степени его удовлетворения;

исследование динамики и структуры товарооборота;

исследование закономерностей развития товарооборота в целом и по отдельным товарным группам;

анализ факторов, оказывающих влияние на изменение объема и структуры товарооборота.

Товары, которые вовлекаются в сферу товарного обращения, проходят в ней немалый и нередко сложный путь. На каждый момент времени в сфере товарного обращения всегда находится некоторое количество нереализованных товаров. Произведенные товары через некоторое время, необходимое для накопления и транспортировки, продаются торговым организациям и предприятиям. В зависимости от звенности товародвижения, внутренних и потребительских свойств товаров, от спроса на них, частоты поставки и других условий они проводят в ней некоторое время до момента продажи. Эти товары образуют товарные запасы.

Товарный запас - это масса товаров, находящихся в сфере обращения с момента поступления их из производства до момента реализации. [2, c. 315]

Образование и хранение товарных запасов требуют определенных затрат, которые возрастают по мере их увеличения.

В этой связи для правильного экономического планирования небезразлично, в каком объеме должны создаваться товарные запасы. Как избыток, так и их недостаток в равной мере приносят убытки. Излишние товарные запасы приводят к увеличению затрат на их образование, хранение, к убыткам от порчи товаров. Если эти товары к тому же подвержены моральному старению, влиянию моды, то возможно и их обесценение. Незначительная величина товарных запасов может привести к образованию дефицита и прямым убыткам, связанным с сокращением объема товарооборота.

На размеры товарных запасов оказывает влияние целый ряд факторов: равномерность и частота поставки, транспортные условия, материально - техническая база, свойства товаров и т.д. Чтобы как-то контролировать состояние товарных запасов и учитывать влияние этих факторов, осуществляется нормирование товарных запасов.

Отклонение фактических товарных запасов от установленного норматива служит ориентиром в коммерческой работе. Если товарные запасы становятся ниже норматива - это сигнал для завоза соответствующих товаров. Увеличение же товарных запасов сверх установленного норматива говорит о необходимости изучения причин, вызвавших такое нежелательное явление. Таким образом, товарные запасы призваны играть важную роль в организации товародвижения. [5, c. 324]

Они находятся в неразрывной связи со многими сторонами хозяйственной деятельности предприятий. Это и определяет задачи, стоящие перед статистикой товарных запасов.

Систематическое наблюдение за величиной товарных запасов, сопоставление их с действующими нормативами и выявление на этой основе отклонений является первой основной задачей статистики товарных запасов. [6, c. 312]

В прямой зависимости от товарных запасов находится важнейший показатель хозяйственной деятельности предприятий - товарооборот. Отсутствие необходимых товаров отрицательно сказывается на выполнении плана товарооборота и удовлетворении потребностей населения. Но иногда бывает и так, что имеется вполне достаточное количество товаров для обеспечения нормальной торговли, но из-за несоответствия качества и ассортимента этих товаров требованиям покупателей они оседают в товаропроводящей сети, а спрос покупателей остается неудовлетворенным.

Второй основной задачей статистики товарных запасов является изучение ассортиментной структуры товарных запасов в сопоставлении со структурой товарооборота, изучение динамики товарных запасов и сдвигов, происходящих в их структуре. [6, c. 314]

Перейти на страницу: 1 2

Больше по теме ...

Планирование основных показателей деятельности предприятия ООО Каравай
Под общей экономической политикой предприятия понимаются цели, на которые направлена ее деятельность, и то, как конкретно достигаются эти цели. Ни одно деловое начинание не может быть успешным, если руководство предприятия не будет обладать умением должным образом планировать свою деятельность, используя для этого необходимые источники и систему информации. (1 с.50) Сущность ...

Перспективы развития предприятия ЧУП СпецАвтоМастер в Республике Беларусь
Самой историей доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства. В настоящее время в экономике Беларуси ключевым источником роста э ...