Экономические факторы, влияющие на показатель рентабельности

Следующим фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Падение объема производства неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Увеличить объем производства можно за счет технического обновления и повышения эффективности производства.

Зависимость величины прибыли от объема реализации при прочих равных условиях прямо пропорциональная. Вследствие этого немаловажное значение в рыночных условиях приобретает показатель изменения остатков нереализованной продукции: чем он выше - тем меньше прибыли получит предприятие. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятия, условиями реализации продукции. Во-первых, емкость данного рынка всегда имеет предельную величину, и, как следствие, существует риск товарного перенасыщения; во-вторых, предприятие может произвести продукции больше, чем реализовать, из-за неэффективной сбытовой политики. Кроме этого, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков в стоимостном выражении из расчета упущенной будущей прибыли. В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции, как в натуральном, так и в денежном выражении.

Размер выручки от реализации продукции и, соответственно, прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и уровня применяемых цен.

Цены устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса, и предложения аналогичной продукции другими производителями (за исключениями предприятий-монополистов, уровень цен на продукцию которых регулируется государством). Поэтому уровень цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия.

Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции или услуг. Основные источники показаны на рис. 1.2.2.

Рис. 1.2.2. Блок-схема источников резервов увеличения прибыли

Для определения резервов роста прибыли при увеличении объема реализации продукции необходимо выявленный ранее резерв умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида.

Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции (работ, услуг) умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста.

Подсчет резервов роста прибыли при улучшении качества продукции осуществляется следующим образом: изменение удельного веса каждого сорта (кондиции) умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции. Аналогично подсчитываются резервы роста прибыли за счет изменения роста сбыта.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Больше по теме ...

Организация эксплуатации электровозов постоянного тока
Железнодорожный транспорт является основой транспортной системы России. Он должен своевременно и качественно обеспечивать потребности населения в грузовых и пассажирских перевозках и транспортных услугах, а также обеспечивать жизнедеятельность всех отраслей экономики страны и безопасности государства. Железнодорожный транспорт играет большую роль в формировании рынка транспортных ...

Экономический анализ деятельности ОАО КЗХ Бирюса
финансовый экономический ликвидность рентабельность Ознакомительная практика служит необходимой частью обучения студента, позволяющей ему окончательно убедиться в правильности сделанного им выбора. Связь с практикой, знание конкретных задач и особенностей будущей практической деятельности является одним из требований к подготовке специалистов высшей квалификации. Во время прохожд ...