Государственное регулирование доходов. Социальная помощь и защита населения

В системе государственного регулирования доходов населения в условиях развития рыночных отношений центральное место занимает социально справедливое распределение доходов. Рынок не обеспечивает социальную справедливость в обществе, наоборот, способствует углублению социальной дифференциации населения, расширяет разрыв между богатыми и бедными, и государство берет на себя регулирование распределения доходов.

Задачей первоочередной важности при регулировании доходов населения является выработка мер воздействия на процессы образования доходов (их объемы, структуру, динамику, источники поступления), направления использования, покупательскую способность и распределение доходов между различными группами населения.

Под социальной помощью понимаются предоставление социальных благ и услуг уязвимым группам населения, доходы которых ниже черты бедности. Социальная помощь должна обеспечивать минимальный гарантированный доход. Финансирование социальной помощи осуществляется как за счет государственного бюджета (обязательная составляющая), так и за счет средств, благотворительных организаций (дополнительна составляющая). Социальная помощь Республики Беларусь включает в себя ряд государственных программ по оказанию материальной поддержки отдельным категориям населения (категориальный подход):

· пособия инвалидам с рождения;

· ежемесячные пособия на детей (закон "О государственных пособиях семьям воспитывающим детей");

· пособия на оплату жилья и коммунальных услуг малообеспеченным семьям;

· помощь пострадавшим от стихийных бедствий, например, пособия и льготы "чернобыльцам".

Деятельность государства в социальной сфере, прежде всего, сориентирована на обеспечение роста реальных денежных доходов, как основы улучшения жизни населения, предотвращения малообеспеченности, недопущения проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе. Наиболее пристальное внимание уделяется государством обеспечению роста заработной платы, выступающей основным, базовым доходом и в совокупных доходов семей, и в доходах бюджета.

Предметом особой заботы государства является последовательное повышение уровня пенсионного обеспечения.

Финансирование выплат пенсий и пособий производится в полном объеме и в установленные сроки. В последние годы в Беларуси осуществлен ряд мер по совершенствованию пенсионной системы, ее финансовому укреплению: виден индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование; в систему обязательного пенсионного страхования включены индивидуальные предприниматели.

В нашей стране существует широкая система материальной поддержки семей с детьми: пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, обеспечение бесплатным питанием детей до двух лет, предоставление льготных жилищных кредитов и материальной помощи в погашении кредитов на строительство жилья и др. [16, с. 78 - 84]

Системой социальных пособий охвачено свыше 470 тыс. детей (26% от их общей численности). В 2011 г. размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет увеличен на 46%. Среднемесячный размер пособия на детей старше 3-х лет вырос на 18%. В течение 2011 г. дважды пересматривались размеры стипендий учащийся молодежи. С начала 2012 г. существенно расширены критерии предоставления малообеспеченным и нуждающимся гражданам государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий. [20]

Дальнейший рост оплаты труда будет обеспечиваться результативностью работы всех звеньев экономики, прежде всего предприятий. Акцент в их деятельности должен быть сделан на повышение эффективности, выпуске конкурентоспособной, инновационной продукции, поиске выгодных партнерских связей, удержании традиционных и завоевании новых рынков сбыта.

Следовательно, государство стремится постепенно повышать общественное благосостояние улучшать уровень и качество жизни населения. В официальном послании Белорусскому народу и Национальному собранию РБ от 29 апреля 2011 г. Глава Государства отметил, что "социальное самочувствие предопределяется развитием тех сфер, которые формируют среду жизнедеятельности человека, - трудовая занятость, уровень оплаты труда, иные социальные гарантии. Они затрагивают каждого человека и все общество в целом, поэтому именно в этих сферах граждане ожидают активной роли государства, более энергичных подвижек к лучшему".

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Больше по теме ...

Пермские предприниматели прошлого и настоящего
Бизнесмены наши очень прытки, Ко всему они найдут подходы: «Национализируют » убытки, Но «приватизируют» доходы. Мои исследования посвящены изучению материала, в котором рассматриваются предприниматели. Какие они занимали позиции в предпринимательской деятельности, меценатской и купеческой, промышленной. Основная задача предпринимателя является в управлении пред ...

Основные фонды предприятия
В условиях рыночной экономики важнейшим элементом финансовой системы государства являются финансы предприятий, специфика которых состоит в том, что они обслуживают процесс первоначального распределения стоимости валового внутреннего продукта. Кроме того, именно на предприятиях совершается рыночная трансформация экономики нашего государства. Результаты этих преобразований в рамках ...