Проблема неравенства в распределении доходов

Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. Данное явление известно как закон Парето, согласно которому между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость: 80% созданного ВВП присваивается 20% населения, а оставшиеся 20% распределяются между 80% населения, причём соотношение 80:20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от экономических и политических реалий.

При рассмотрении межотраслевой и внутриотраслевой дифференциации заработной платы закон Парето находит своё подтверждение. Так, работники одинаковых профессий, допустим, уборщица или бухгалтер, в школе зарабатывают в 3-5 раз меньше, чем уборщица и бухгалтер в банке. Значит ли это, что для работы в банке требуется более высокая квалификация, образование, стаж, опыт? Посмотрим внутриотраслевые различия профессиональных доходов работников в народном хозяйстве. Наиболее дифференцированной является оплата труда финансовых работников. Так по данным выборочного обследования (2010 г.) заработная плата 10% самых высокооплачиваемых работников превышала в 30 раз заработки 10% самых низкооплачиваемых работников этой сферы. В сельском хозяйстве фондовый коэффициент составил 21 раз, в электроэнергетике - 10 раз

Всё это приводит к тому, что оплата работников одного предприятия, организации существенно различается. Разница между заработной платой самой высокооплачиваемой части работников (это, как правило, руководитель и его заместители) и низкооплачиваемых работников составляет, как было показано выше, 10-30 раз, а работников среднего звена - 5-8 раз. Заработная плата "верхушки" зачастую держится в секрете. Столь высокие различия в профессиональных доходах одного предприятия вряд ли могут объясняться объективными причинами и зависеть только от трудового вклада работника. Очевидная несправедливость в оплате труда вызывает конфликты.

Между тем в Японии, например, заработная плата рядового работника и топ-менеджера различается не более, чем в 5 раз. В развитых европейских странах наименьшая отраслевая дифференциация заработной платы наблюдается в Швеции, Франции, Италии [11, с. 64 - 70].

Проблема неравенства также довольно ярко проявляется в распределении доходов между работниками материальной и нематериальной сфер производства. В настоящее время в обществе сложилось понимание самоценности высокоразвитой науки, образования, здравоохранения и культуры, значение которых принципиально не измеряется процентами годового прироста ВВП. Поэтому совершенно иначе трактуются расходы на отрасли, связанные с интеллектуальным трудом - не как благотворительность или спонсорство государства, а как необходимые инвестиции в человека, без которых невозможен эффективный экономический рост. В связи с этим установлены нормативы минимальной оплаты труда и минимальной доли расходов государственного бюджета в социальной сфере.

При введении норматива следует исходить из того, что в этих отраслях мы сталкиваемся в основном с творческим трудом, результаты которого имеют социальную полезность, которая не находит должного отражения в стандартных стоимостных измерителях. Обычно её связывают с увеличением интеллектуального капитала общества или приростом человеческого капитала. Так или иначе, но, говоря об оценке труда в отраслях науки, образования и культуры, эту компоненту нельзя упускать из виду.

Перейти на страницу: 1 2 3

Больше по теме ...

Периодизация исторического развития экономического анализа. Анализ затрат предприятия
Экономический анализ - это способ познания хозяйственных процессов экономического субъекта, основанный на разложении целого на составные элементы и изучение последних в их взаимосвязи путем синтеза, т. е. объединения ранее выделенных частей объекта [5]. Организация производства как одна из функций управления хозяйством немыслима без использования экономического анализа. Без экон ...

Организация хозяйственной деятельности ООО Горизонт
финансовый устойчивость отчетность управление Целью ознакомительной практики является закрепление знаний, полученные в процессе обучения в вузе, на основе изучения опыта работы предприятия, а также овладение производственными навыками и основами научной организации труда. Во время прохождения ознакомительной практики в ООО «Горизонт» я следовала следующим задачам: ознакомила ...