Факторы, влияющие на доходы населения

На величину доходов оказывает влияние множество разнообразных факторов, зачастую имеющих разнонаправленный характер воздействия. Среди них выделяют:

· социально - политические, определяющие силу действия и направленность других факторов формирования доходов;

· социально - демографические, рассматривающие зависимость доходов от пола, возраста, физической выносливости и интеллектуальных способностей;

· социально - профессиональные, исследующие уровень образования, квалификацию и стаж работы и оказывающие существенное влияние на размеры доходов и их дифференциацию;

· социально - статусные, детерминирующие размеры доходов в зависимости от места человека в обществе и должностной иерархии;

· социально-экономические, к которым, в частности, относят род и вид деятельности, варианты занятости, вид производства, форму собственности на средства производства, условия труда.

· Социально - географические факторы.

Все их многообразие можно разделить на три уровня:

) факторы, зависящие от самого работника (образование, квалификация, опыт и др.);

) факторы, связанные с организацией, фирмой, где занят работник (отрасль, тип собственности, техническая оснащенность);

) факторы, связанные с экономикой в целом, её экономическом потенциале, степенью развития НТП и др. [3, 53-54]

Говоря о дифференциации доходов, следует учитывать и такие важные аспекты, как врожденные способности людей, которые могут различаться в довольно значительной степени. Не обделенные в этом плане природой индивиды, имея более высокую производительность, получают и более высокие доходы. Кроме того, некоторые из них обладают уникальными способностями, что дает им возможность извлекать "интеллектуальную ренту". Не последнее значение при этом имеют и работоспособность человека, его стремление добиться высоких результатов в своей деятельности.

В рамках рыночной экономики ключевыми факторами, определяющими уровень дохода, являются образование и стаж работы. Результаты, полученные в странах Центральной и Восточной Европы, указывают в большинстве своём на существенное повышение отдачи от человеческого капитала, в частности от уровня образования, и снижение отдачи от опыта работы.

Мы определим основные факторы, влияющие на формирование индивидуальных доходов в Республике Беларусь, и в первую очередь значимость образовательной компоненты. Для начала проанализируем ситуацию, которая сложилась в СССР. Был достигнут один из лучших показателей в мире по процентному соотношению работников с высшей квалификацией, однако неясно, явилось ли это следствием эффективного использования экономических стимулов.

С началом экономических преобразований расклад сил меняется: страны бывшего СССР уступают лидирующие позиции, теряя накопленный человеческий потенциал. Основная причина - коренные изменения, произошедшие в системе распределения доходов. Так, сокращение отдачи от образования может иметь своим результатом снижение стимулов к его приобретению. Более того, важен не только процент работников с высшим образованием, но даже в большей степени качество полученного образования, которое непросто оценить, но которое, очевидно, ставится под угрозу, учитывая низкий уровень оплаты труда профессорско-преподавательского состава в странах бывшего СССР.

Спрос на высококвалифицированные кадры возрастает по мере притока новых технологий, внедрение которых становится осознанной необходимостью в условиях международной конкуренции на рынке товаров и услуг. Переходный период характеризовался, в том числе ростом производства потребительских товаров и объёма предоставляемых услуг, что также создаёт предпосылки для увеличения спроса на кадры высокой квалификации. Для заинтересованности работников в получении образования используется ставка увеличения доходов, соответствующая дополнительному году обучения. В качестве меры образования берут не год, а определённый уровень (школа, училище, университет).

Итак, образование является ключевым фактором, влияющим на уровень доходов. Так как оно влияет на экономическое развитие в целом, то государство стимулирует работников к получению высокой квалификации.

Наряду с образованием большое влияние на формирование индивидуальных доходов в Республике Беларусь оказывают опыт работы, отрасль и сектор занятости, регион проживания, а также пол сотрудника. Зарплата женщин, при прочих равных условиях, в среднем на 15% ниже. Военнослужащие пользуются определёнными привилегиями и заработная плата у них выше на 20%. За каждый дополнительно отработанный год зарплата увеличивается на 2%.

Во второй половине 90-х годов произошло выравнивание между специальностями с точки зрения экономической выгоды по факту их приобретения. Резко возросший спрос на специалистов в финансовой, банковской сфере, обеспечивающий в начале 90-х годов выпускников экономических специальностей более высоким уровнем оплаты труда, уступил место спросу на специалистов инженерных специальностей, выпускников медицинских, педагогических вузов [4, c. 105].

Больше по теме ...

Организация технического обслуживания и ремонта тракторов с разработкой разборочно-моечного участка
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАНОВЫХ РЕМОНТОВ И НОМЕРНЫХ ТО ТРАКТОРОВ ...

Планирование и прогнозирование как процесс
Чтобы эффективно управлять народным хозяйством или любым его структурным звеном, необходимо четко знать, какими должны быть воздействие на экономику и его последствия. В странах с развитой рыночной моделью экономики прогнозирование и планирование являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Нацелено применяя такой инструмент, эти страны, как извес ...