Анализ управления имуществом, закрепленным за унитарными предприятиями Оренбургской области

Была успешно проведена работа по оптимизации предприятий сферы печати (40 ГУП), учитывая что органы государственной власти области вправе учреждать для обнародования (официального опубликования) своих правовых актов и иной официальной информации одно печатное средство массовой информации.

Официальным печатным изданием для опубликования правовых актов областных органов государственной власти (законов, постановлений, указов) является газета «Оренбуржье», которая издается на базе ГУП «Редакция газеты «Оренбуржье».

На основании проведенной оценки экономической эффективности, социальной и бюджетной значимости 40 областных государственных предприятий сферы печати и СМИ, и в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 28.11.2011 № 1137-п начата реорганизация ГУП «Редакция газеты «Оренбуржье» путем присоединения остальных 39 государственных унитарных предприятий области.

Итак, в 2011 году в Оренбургской области насчитывалось 82 ГУП, в том числе по 8 ГУП отнесенным к стратегическим. Общий доход от деятельности предприятий 7760,9 млн., а чистая прибыль, полученная в 2011 году стратегическими предприятиями 109 млн. руб. У 89% ГУП деятельность была оценена как «удовлетворительно», это очень хороший результат, а у 12% - «неудовлетворительно», остальные не подлежали оценке (4%). По итогам проведенной в 2011 году работы достигнуты следующие результаты: в структуре госсектора отсутствуют ГУПы в стадиях ликвидации и банкротства; обеспечено поступление в областной бюджет от чистой прибыли ГУП, остающейся после уплаты налогов в 2011 году 12,99 млн. руб., что составляет 110% от годового бюджетного задания; в соответствии с результатами проведенной оценки 77 ГУПов по системе критериев приняты решения о сохранении в государственной собственности Оренбургской области 36 ГУП; снижено количество убыточных ГУП в общем количестве, основная доля неудовлетворительно работающих предприятий приходится на лесхозы.

На наш взгляд, существуют и следующие проблемы. Функции по управлению унитарными предприятиями четко не разграничены между Комитетом по управлению государственным имуществом и отраслевыми органами и структурными подразделениями администрации области.

Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к областной собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, ведет их реестр, решает вопросы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями, утверждает уставы унитарных предприятий; назначает и освобождает от должности их руководителей, заключает, изменяет и расторгает контракты с руководителями унитарных предприятий.

Органы и структурные подразделения Правительства области, на которые возложена координация управления в соответствующих отраслях (сферах управления), самоустранились от системной работы по управлению деятельностью унитарными предприятиями, т.е. ослаблена отраслевая система управления. С большинством руководителей унитарных предприятий контракты заключены, но должной ответственности не достигнуто. Кроме того, что количество унитарных предприятий весьма значительно, их круг в настоящее время не является сознательным выбором государства, принятым исходя из оценки своих функций и задач. В число действующих унитарных предприятий входят и предприятия, подлежащие приватизации, но не приватизированные по ряду причин (в основном в силу низкой ликвидности имущества). Законодательство, ориентированное на массовую приватизацию, не могло учитывать индивидуальные экономические особенности ряда объектов и, соответственно, предусматривать особый порядок приватизации.

Юридическая конструкция права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника. Реально эти полномочия осуществляются единоличным органом унитарного предприятия - его руководителем, взаимоотношения которого с собственником находятся в сфере действия законодательства о труде. Напротив, круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определен исчерпывающим образом. Вмешательство государственных органов в деятельность соответствующих унитарных предприятий (их руководителей) вне установленного круга полномочий является неправомерным. В частности, руководители унитарных предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, в т.ч. самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли. Они не связаны необходимостью согласования своих решений с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом).

Перейти на страницу: 1 2 3

Больше по теме ...

Основные производственные фонды предприятия
В условиях формирования рыночных отношений и обострения конкурентной борьбы побеждают те товаропроизводители, которые могут эффективно использовать все виды имеющихся ресурсов. Формирование рынка поставило хозяйствующие субъекты в жесткие экономические условия, которые объективно обусловливают проведение ими сбалансированной политики по поддержанию и укреплению финансового состоян ...

Периодизация исторического развития экономического анализа. Анализ затрат предприятия
Экономический анализ - это способ познания хозяйственных процессов экономического субъекта, основанный на разложении целого на составные элементы и изучение последних в их взаимосвязи путем синтеза, т. е. объединения ранее выделенных частей объекта [5]. Организация производства как одна из функций управления хозяйством немыслима без использования экономического анализа. Без экон ...