Показатели рентабельности деятельности организации
Кроме абсолютного размера прибыли, показателем эффективности организации выступает также рентабельность.
Рентабельность (от нем. rentabel) - показатель экономической эффективности бизнеса, характеризующий соотношение доходов и затрат за определенный период времени.
Рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.) в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг).
Показатели рентабельности выражаются в коэффициентах или процентах и отражают долю прибыли с каждой денежной единицы затрат. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют и для оценки деятельности организации и как инструмент в инвестиционной политики и ценообразовании. Организация считается рентабельной, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.
Рентабельность может исчисляться по-разному. В период, предшествующей перестройке экономики России, широко применялся показатель рентабельности, исчисленный как отношение прибыли к сумме производственных фондов (основных производственных фондов и материальных оборотных средств). Учитывая, что данный показатель был плановым, предполагалось, что он должен был воздействовать на увеличение выпуска продукции с наименьшей суммой производственных фондов, т.е. стимулировать улучшение использования последних.
В настоящее время показатели рентабельности объединяют в несколько групп:
показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
показатели, характеризующие рентабельность продаж;
показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
При принятии решений, связанных с управлением процессами формирования прибыли, используются следующие коэффициенты рентабельности:
. Рентабельность продукции/ издержек (коэффициент окупаемости затрат) (Рпр)
, (8)
где Пр - прибыль от реализации до выплаты процентов и налогов,
ПС - полная себестоимость реализованной продукции.
Показывает, сколько организация имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по организации.
Применение показателя рентабельности продукции наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и при снятии с производства неэффективных изделий.
2. Рентабельность продаж/ оборота (Роб)
, (9)
где В - выручка от реализации.
Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет организация с рубля продаж. Этот показатель рассчитывается в целом по организации и отдельным видам продукции.
Показатели рентабельности продукции и продаж взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных её видов.
Больше по теме ...
Планирование развития предприятия. Анализ жилой недвижимости республики Татарстан
Предметом изучения в курсе экономики предприятия является производство. В
условиях рыночной экономики значение прибыли ориентирует предприятие на
увеличение объема реализации продукции, нужной потребителю, снижение затрат на
реализацию. Прибыль - один из основных показателей плана и оценки хозяйственной
деятельности предприятия. Она не только источник обеспечения
внутрихозяйственн ...
Планирование доходов и расходов предприятия
Эффективность работы предприятия немыслима без
качественного планирования доходов и расходов. Важное значение планирования
доходов и расходов предприятия обусловлено тем, что план: содержит ориентиры, в
соответствии с которыми предприятие будет действовать; служит средством
контроля, с помощью которого руководство может определить эффективность
действий и составить план мероприяти ...