Методы планирования прибыли

Назовем условно первый из указанных видов операционного левереджа ценовым, второй - натуральным. Ценовой операционный левередж определяется по формуле:

, (4)

где Лц - ценовой операционный левередж;

Вб - базисная выручка от продаж;

Пб - базисная прибыль от продаж;

Ценовой операционный левередж равен отношению базисной выручки к базисной прибыли от продаж и показывает во сколько раз темпы изменения прибыли от продаж превышают темпы изменении выручки при изменении цен на 1%.

Формула натурального операционного левереджа выглядит так:

, (5)

где Лн - натуральный операционный левередж;

Пр - базисные переменные затраты.

Натуральный операционный левередж - это отношение выручки от продаж базисного периода, уменьшенной на переменные затраты того же периода, к базисной прибыли от продаж, или отношение маржинальной прибыли к прибыли от продаж в базисном периоде.

С помощью показателя натурального операционного левереджа рассчитывается плановая прибыль от продаж при условии изменения в плановом периоде только натурального объема продаж.

В реальных условиях, как правило, происходит одновременное изменение и цен, и натурального объема продаж, причем оба фактора могут действовать и в одном направлении, и в противоположных направлениях. Необходимо использовать оба вида операционного левереджа для планирования финансового результата от продаж именно при таких условиях.

Темп изменения прибыли от продаж в плановом периоде по сравнению с базисным тогда будет определяться по формуле:

, (6)

где ∆П - прирост (уменьшение) прибыли от продаж;

Иц - изменение цен на реализуемую продукцию в плановом периоде по сравнению с базисным (в долях единицы и соответственно со знаками "+" или "-");

Ин - изменение натурального объема продаж (аналогично величине "Иц").

Формула (6) позволяет решать следующие задачи в процессе планирования финансового результата от продаж:

Расчет темпов и направления изменения финансового результата от продаж.

Целенаправленное изменение планового финансового результата от продаж путем корректировки каждого индекса в пределах имеющихся практических возможностей.

Определение необходимого уровня одного из индексов, если известен другой и задана нужная организации сумма плановой прибыли от продаж.

Определение уровня индексов, обеспечивающих критический объем продаж, т.е. нулевую прибыль в плановом периоде.

Таким образом, операционный левередж - инструмент, позволяющий оперативно реагировать на динамику спроса и принимать решения, связанные с изменениями финансового результата от продаж.

Однако применение методов маржинального анализа ограничено рядом условий, в числе которых:

Устойчивый характер переменных расходов к выручке от продаж.

Неизменность постоянных расходов.

Постоянство структуры продаж по видам (группам) продукции.

Литвин М.И. предлагает использовать факторную модель прогнозирования прибыли от продаж, которая имеет следующий вид:

PSp = PSb ± DS ± DN ± DVC ± DFC ± DP, (7)

где PSp - прогнозируемая прибыль;- прибыль базисного периода;- влияние изменения объема продаж;- влияние структурного (ассортиментного) сдвига в объеме продаж;- влияние изменения переменных расходов;- влияние изменения постоянных расходов;- влияние изменения продажных цен на продукцию организации.

. Фактор влияния объема продаж на прибыль (DS) может быть рассчитан по формуле:

= DTs*OL*PSb, (7.1)

где DTs - прогнозируемый прирост выручки от продаж;- операционный рычаг;- прибыль от продаж в базовом периоде.

. Влияние фактора структурных сдвигов в объеме продаж (DN) определяется по формуле:

= Sb*Tb*DMPn, (7.2)

где Sb - выручка от продаж в базовом периоде;- прогнозный темп роста выручки от продаж;- изменение коэффициента маржинального дохода из-за структурных сдвигов.

. Влияние на прибыль фактора переменных расходов (DVC) определится как:

DVC = Sb x Ts x VCn x VCp, (7.3)

где: VCn - коэффициент переменных расходов с учетом структурных сдвигов (1 - MPn);- прогноз снижения переменных расходов (с обратным знаком).

. Влияние на прибыль фактора постоянных расходов (DFC) определяется прямым счетом, но с обратным знаком.

. Влияние на прибыль фактора цен (DP) определится по формуле:

= Sb* Tb*Pp, (7.4)

где Pp - прогнозируемое изменение цен на продаваемую продукцию

Применение факторных моделей расширяет возможности прогнозирования прибыли. Эти модели хорошо поддаются программированию и сочетаются с использованием возможностей обработки данных на персональных компьютерах, особенно для расчета структурных сдвигов.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Больше по теме ...

Ординалистский подход к анализу полезности и спроса. Кривые безразличия. Предельная норма замены
В процессе своей жизнедеятельности человек должен питаться, одеваться, защищаться от неблагоприятных погодных условий, противостоять и поддерживать свой организм в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные свои потребности. Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, ...

Особенности формирования затрат на проведение сейсморазведочных работ
В понятие “сейсморазведка” входят геофизические методы исследования земной коры, основанные на изучении искусственно возбуждаемых упругих волн. При помощи сейсморазведки изучается глубинное строение Земли, выделяются месторождения полезных ископаемых (в основном нефти и газа), решаются задачи гидрогеологии и инженерной геологии. Сейсморазведка отличается надежностью, высокой разре ...