Планирование прибыли

Каждая фирма в условиях рыночной экономики придает большое значение использованию своего капитала: основного и оборотного. Поэтому возрастает значение обоснования прибыли посредством учета прибыли на вложенный капитал:

а) нормы прибыли на капитал;

б) лучшего достигнутого в фирме уровня прибыли на капитал. Следует заметить, что расчет рентабельности капитала ведется на основе балансовой прибыли, а рентабельности производства (продукции, торговли) - на основе прибыли основной деятельности. Поэтому использование прибыли на вложенный капитал в планировании будет определять балансовую прибыль фирмы, которую затем посредством любого из указанных выше методов необходимо определить по видам деятельности, т.е. направлениям ее образования.

Метод планирования прибыли, названный как определение оптимальной целевой прибыли,

предусматривает специальные расчеты потребности фирмы в прибыли: во-первых, для уплаты налогов от прибыли; во-вторых, для прочих внефирменных отчислений из прибыли и, в-третьих, для внутрифирменных потребностей в прибыли, в том числе для развития.

Полученная таким образом величина прибыли является исходной для определения необходимого объема деятельности, который позволил бы ее получить. Обоснование объема деятельности от прибыли, возможно, посредством использования формул безубыточности.

Метод маржинального дохода в планировании прибыли,использует расчетные данные о переменных издержках по видам продукции. Разница между предполагаемым маржинальным доходом продукции фирмы и постоянными издержками определяет плановую прибыль:

М = Q - С - НДС, (3)

где М - маржинальный доход;- товарная продукция;

С - переменные издержки;

Н - налог на добавленную стоимость.

В отечественной практике чаще применяются метод прямого счета и аналитический метод.

Метод прямого счета

используют, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах с полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов:

П = (В х Ц) - (В х С), (4)

где П - плановая прибыль;

В-выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении;

Ц - цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С - полная себестоимость единицы продукции.

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой продукции в планируемом периоде по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планируемого периода.

Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен, но он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на ее рост, и

при большой номенклатуре продукции очень трудоемок.

Аналитический метод

планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также в качестве дополнительного к

методу прямого счета в целях проверки и контроля последнего.

Преимущество метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из следующих этапов:

· определение базовой рентабельности, как частного от деления прибыли за отчетный период на полную себестоимость сравни мой товарной продукции за тот же период;

· исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного периода и определение прибыли, от реализации товарной продукции исходя из базовой рентабельности;

· учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение (повышение) себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества, изменение ассортимента, цен и т.п.

При этом методе прибыль по несравнимой товарной продукции рассчитывается отдельно. Учитывается также прибыль, которая может быть получена от реализации остатков готовой продукции, находящихся на складах предприятия на начало и конец планируемого периода, и прибыль, воплощенная в товарах, отгруженных на начало и конец периода.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции, в составе валовой прибыли рассчитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг, прибыль от реализации имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы. При этом применяются как традиционные, так и специальные методы (экспертные, статистические, экономико-математические и др.).

В ряде случаев применяется метод совмещенного расчета

прибыли. При его использовании применяются элементы первого и второго методов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого периода и себестоимость отчетного года определяются методом прямого счета, а воздействие на прибыль отдельных факторов с помощью аналитического метода.

Перейти на страницу: 1 2 3

Больше по теме ...

Планирование прибыли на предприятии (на примере ООО Слесарно-монтажные инструменты)
Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка. В условиях рыночной экономики предприятие самостоятельно планирует свою ...

Планирование деятельности организации
Планирование в организации - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование присуще всем предприятиям независимо от их форм собственности. Механизм планирования включает: принципы, определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, к ...