Анализ и основные пути совершенствования системы планирования и прогнозирования Республики Беларусь

прогнозирование экономика планирование бюджет

В Республике Беларусь особая значимость стала придаваться разработке прогнозов (средне- и краткосрочных) в начале 90-х годов. Изменения в экономической жизни Беларуси, а также перемены в международной экономической обстановке и осуществления политики открытия страны внешнему миру придали импульс усилению аналитической и прогнозной работы.

При переходе к рыночным отношениям в Республике Беларусь большое внимание уделяется разработке многовариантных, альтернативных прогнозов, индикативных планов и выработке стратегии. Развертываются теоретические и прикладные исследования в сфере экономического прогнозирования и анализа, основывающиеся на экономико-математических моделях. Внедряются методики Международного валютного фонда (МВФ) по прогнозированию макроэкономических показателей. Основой для оценки и прогнозирования экономической деятельности является макроэкономическая статистика.

Особая значимость придается разработке финансовых программ и финансовой политики, прогнозированию спроса, инвестиций, структурным изменениям. Центральное место отводится прогнозированию платежного баланса, цен, валютного курса, ситуации в денежно-кредитном секторе, государственных операций при формировании государственного бюджета, инфляции. При прогнозировании платежного баланса проводятся прогнозные расчеты важнейших его составляющих экспорта и импорта; услуг: транспортных (в том числе грузовых и пассажирских), туризма, строительства, текущих трансфертов (в том числе гуманитарной помощи, денежных переводов и пр.); операций, связанных с капиталом (прямых и портфельных инвестиций, кредитов и др.).

Прогнозирование государственных операций сводится в основном к проведению прогнозных расчетов по налоговым и неналоговым поступлениям, а также расходам. Среди используемых методов прогнозирования следует выделить математическую экстраполяцию (трендовые модели), факторные модели, модели межотраслевого баланса; экспертные оценки.

Разработана концепция социально-экономического развития, в которой определены цели и приоритеты развития экономики. Макроэкономические прогнозы и планы являются решающей базой для формирования государственного бюджета и осуществления денежно-кредитной политики. Отслеживание и контроль выполнения прогнозов и планов возложены на Министерство экономики совместно с Министерствами статистики, финансов и Национальным банком. Экономические прогнозы страны рассматриваются и одобряются Президентом вместе с государственным бюджетом.

Организация прогнозирования и планирования экономики охватывает систему органов планирования на всех уровнях управления экономикой, определение их функций, установление порядка разработки прогнозов и планов, доведение важнейших показателей до исполнителей и организацию обеспечения их выполнения. Национальное собрание обеспечивает нормативно-правовую базу, рассматривает планы и прогнозы социально-экономического развития, программы, утверждает госбюджет. Руководство по организации разработки государственных планов и прогнозов и контроль за их исполнением осуществляет Совет Министров. Планирующим и координирующим центром является Министерство экономики.

Основные задачи министерства:

разработка государственной экономической политики,

координация деятельности в сферах бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, инвестиционной, ценовой и социальной политики в интересах решения общегосударственных задач;

создание условий для формирования экономической среды, способствующей инновационной и инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования.

Министерство финансов разрабатывает проект госбюджета, рассматривает проекты финансовых планов министерств и ведомств. Министерство статистики и анализа обеспечивает плановые и другие органы необходимой информацией, осуществляет анализ, дает оценку развития социально-экономических процессов. Отраслевое прогнозирование и планирование обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами. Региональные органы планирования и управления разрабатывают планы и прогнозы развития с учетом региональных особенностей. Плановые органы хозяйствующих субъектов определяют стратегию, разрабатывают прогнозы и планы их производственно-хозяйственной деятельности. Главной задачей планирования является определение наиболее эффективных направлений деятельности предприятий, повышение конкурентоспособности продукции и достижение высоких конечных результатов. В соответствии с Законом РБ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РБ" от 5.05.1998 г. система государственных прогнозов социально-экономического развития РБ включает:

Перейти на страницу: 1 2

Больше по теме ...

Организация цеха по производству булочно-кондитерских изделий ОАО Продтовары
Хлебопекарное производство - одна из важнейших отраслей пищевой промышленности почти всех стран мира. Потребность человека в хлебе составляет в среднем 300-500 г в сутки и зависит от национальных особенностей, экономических факторов, характера труда. Хлебопекарная промышленность Беларуси сформировалась к концу ХХ века в крупнейшую отрасль производства пищевых продуктов, способную ...

Основной капитал как важнейший фактор материально–технической базы организации
Для осуществления своей деятельности предприятие должно иметь в своем распоряжении определенный набор экономических ресурсов. И все, что предприятие имеет и использует в своей деятельности, называется имуществом предприятия. Имущество организации - это материально- техническая база организации, т.е. основные фонды, оборотные средства, иные материальные ценности и финансовые рес ...