Нахождение точки безубыточности и анализ ее чувствительности к изменениям

- чтобы провести линию выручки, нужно найти точку выручки, соответствующую выбранному объему реализации, и провести линию через эту точку и начало координат.

Точка безубыточности находится в точке пересечения линий выручки и суммарных затрат. Она соответствует такому состоянию предприятия, когда нет ни прибыли, ни убытков. Объем производства, соответствующий точке безубыточности, называется критическим. При объеме производства меньше критического предприятие полученной выручкой не может покрыть затраты и, следовательно, в результате понесет убытки. Если объем производства и продаж превышает критический, то предприятие получает прибыль. Запас безопасности показывает, до какого момента можно сокращать объем реализации, прежде чем предприятие начнет работать с убытками. На графике запасу безопасности соответствует область, расположенная между запланированным объемом производства и реализации продукции и точкой безубыточности.

Варьируя величинами издержек и объемов продаж, можно добиться изменения положения точки безубыточности, например, если фирма стремится увеличить объем реализации при неизменном спросе. В данной ситуации нужно в первую очередь воздействовать на сам спрос, что приведет к увеличению расходов на рекламу, маркетинг и т.д. Также необходимо создавать ценовые преимущества путем снижения цен, предоставления дополнительных скидок и т.д. В этом случае смещение точки безубыточности соответственно произойдет вправо. Смещение точки безубыточности влево (т.е. приближение момента получения прибыли) происходит при сокращении издержек, в первую очередь постоянных.

Применяется две графических модели анализа безубыточности: экономическая и бухгалтерская. В соответствии с экономической моделью, предприятие может наращивать объемы продаж только путем уменьшения цены реализации продукции, в результате чего линия выручки от реализации, возрастающая вначале, постепенно замедляет подъем, а затем опускается вниз: в определенный момент положительный эффект от увеличения объема продаж оказывается ниже отрицательного влияния снижения цен (рис.3.).

Рисунок 3. Экономическая модель анализа безубыточности

При построении бухгалтерской модели делается допущение о неизменности переменных затрат и цены реализации единицы продукции, в результате чего зависимость объема продаж и затрат от изменения объема реализации в натуральном выражении носит линейный характер (рис.4.)[6].

Рисунок 4.Бухгалтерская модель анализа безубыточности

Точка безубыточности (критическая точка, порог рентабельности, точка самоокупаемости затрат) рассчитывается как отношение постоянных затрат к маржинальной прибыли на единицу продукции и представляет собой величину объема продаж в натуральных единицах, при которой предприятие покрывает все свои затраты. Значении точки безубыточности используется как ориентир при принятии различных управленческих решений.

Таким образом, в бухгалтерской модели одна, а не две точки безубыточности.

Маржинальная прибыль (валовая маржа), которую иначе называют вкладом на покрытие постоянных затрат, рассчитывается как разница между выручкой предприятия и его переменными затратами.

График безубыточности в различных его модификациях широко используется в современной экономике. Несомненное преимущество этого метода заключается в том, что с его помощью можно быстро получить довольно точный прогноз основных показателей деятельности предприятия при изменении условий на рынке.

Существенный недостаток рассматриваемого метода состоит в том, что установление цены зависит от эластичности спроса по ценам, а график безубыточности этого не отражает. Поэтому фирма должна проанализировать все возможные варианты установления цены, прежде чем принять окончательное решение.

Таким образом, безубыточность - это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности - основные показатели при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия.

Перейти на страницу: 1 2 3

Больше по теме ...

Организация технического обслуживания и ремонта тракторов с разработкой разборочно-моечного участка
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАНОВЫХ РЕМОНТОВ И НОМЕРНЫХ ТО ТРАКТОРОВ ...

Организация эксплуатации электровозов постоянного тока
Железнодорожный транспорт является основой транспортной системы России. Он должен своевременно и качественно обеспечивать потребности населения в грузовых и пассажирских перевозках и транспортных услугах, а также обеспечивать жизнедеятельность всех отраслей экономики страны и безопасности государства. Железнодорожный транспорт играет большую роль в формировании рынка транспортных ...