Организация плановой работы на предприятии

Общество всегда ставит перед собой задачу дальнейшего самосовершенствования, повышения уровня жизни. Постановка целей и их реализация требуют организованной деятельности, а последняя - ее планирования. Механизмы реализации планов, формы и методы планирования могут быть различными и сами оказывать влияние на характер производственных отношений.

Сложившаяся на предприятиях методика планирования не в полной мере соответствует хозяйственному рыночному механизму. Основные недостатки действующей в наше время системы планирования сводятся к следующему. Предприятия необоснованно отказываются от перспективного планирования, мотивируя это неопределенностью условий хозяйствования и динамизмом внешней среды, хотя опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих. Но на сегодняшнее время в действующих организациях принимаемые плановые решения охватывают период не более года. В основном же планы разрабатываются на квартал с разбивкой заданий по месяцам. Составляемые планы носят фрагментарный характер, не содержат необходимых разделов и показателей, что не способствует целостности и комплексности планирования и снижает эффект от его применения в производственно-хозяйственной деятельности. Различные разделы текущих планов разрабатываются на разной исходной информационной базе, что приводит к рассогласованности плановых заданий по различным областям производственно-хозяйственной деятельности и структурным подразделениям предприятия. Составляемые планы, будучи по свое форме директивными, не содержат механизма корректировки в процессе их реализации. Не выполняются, что вносит определенную дезорганизацию в работу структурных подразделений предприятия и подрывает доверие исполнителей к возможностям средств и методов планирования, снижает исполнительскую и финансовую дисциплину и ответственность за конечные результаты деятельности предприятия.

Создать организационный и экономический механизм управления предприятием в условиях рыночной экономики без разработки четкой системы внутрифирменного планирования, устраняющей указанные недостатки, нельзя. Однако построение такой системы - достаточно сложный процесс, требующий ресурсов, соответствующих навыков и умения от работников предприятия, прежде всего менеджеров, которым приходится решать ряд сложных методологических и организационно-технических проблем, связанных с кардинальной перестройкой всех элементов внутрифирменного планирования.

Можно привести основной аргумент в пользу планирования: оно заставляет собственника сначала думать, а потом действовать. В любой организации, крупной или мелкой, отдельные решения принимаются с налета. Если у организации нет четких, понятных, изложенных в письменном виде целей, то эта организация будет в лучшем случае бесцельно плыть по течению.

Актуальность проблемы исследования связана с существующими экономическими условиями хозяйствования предприятий в России и необходимостью осуществления не столько реформирования деятельности предприятий, сколько восстановления бизнес - процессов с учетом реальных экономических условий, проблем и возможностей предприятий.

Организация плановой работы на предприятии

    Больше по теме ...

    Переходный период к постиндустриальной экономической системе
    С начала 1960-х гг. получила широкое распространение терминология и концепция постиндустриального общества. Среди его конкретных обозначений - «общество третьей волны» О. Тоффлера, «постиндустриальное общество» Д. Белл, «общество информатики и высокой технологии» Дж. Нэсбита, и др. Идея постиндустриального общества отразила реальные процессы, обозначившиеся в послевоенный период ...

    Планирование развития предприятия. Анализ жилой недвижимости республики Татарстан
    Предметом изучения в курсе экономики предприятия является производство. В условиях рыночной экономики значение прибыли ориентирует предприятие на увеличение объема реализации продукции, нужной потребителю, снижение затрат на реализацию. Прибыль - один из основных показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятия. Она не только источник обеспечения внутрихозяйственн ...